Московский Патриархат • Православная Церковь Казахстана

Усть-каменогорская и Семипалатинская епархия

 Официальный сайт

По благословению Высокопреосвященнейшего Амфилохия, архиепископа Усть-Каменогорского и Семипалатинского

Содержание материала

 

1935-1936 годы - время трагического завершения существования Покровского собора. Среди обновленцев, которых теперь возглавлял протоиерей Быстров, наметились метания, лихорадочные поиски выхода из надвигавшегося тупика. Не в силах содержать собор, выплачивать все возраставшие налоги на помещение и священнослужителей, синодалы в апреле 1935 года добровольно оставили собор, помещением которого незадолго до этого не желали делиться с православной общиной.

Перед нами протокол № 5 заседания Президиума  Усть-Каменогорского Горсовета от 3 апреля 1935 года.

«…§ 3. Слушали: Рассмотрение ходатайства и утверждение протокола общего собрания и совета общины религиозников и перемещении из собора с предоставлением помещения.

Постановили:

В ходатайстве удовлетворить. Протокол общего собрания общины утвердить., предложить Зав. горкомхозом и руководителю жил.союза немедленно предоставить помещение для религиозников вполне пригодным для служения. (все эти нелепые обороты в подлиннике). Просить Райисполком решение Президиума Горсовета утвердить». [17]

Обычная для тех лет картина агонии обновленчества. Оставшись почти без паствы, не имеющие возможности выжить, раскольники по всему СССР продолжали удерживать храмы в своей власти. Время от времени пустующие соборы и церкви у них отбирались государством и, в большинстве случаев, уничтожались. Тогда  обновленцы захватывали существующие православные храмы, которые ждала та же судьба. Они явились косвенными, а часто и прямыми виновниками закрытия десятков тысяч церквей в СССР и их разрушения. [4, с. 281 - 334]

Так случилось и в Усть-Каменогорске. Покровский  собор был закрыт и превращен в зернохранилище. Об этом свидетельствуют документы ГАВКО и старожилы города. Одна из них - Екатерина Георгиевна Докшина (урожденная - Бочевская - из семьи ссыльных поляков) 1921 года рождения. Екатерина  Георгиевна училась в школе им. Кирова (бывшее Мариинское женское училище), стоявшей напротив собора, и поэтому процесс превращения храма в зернохранилище и последующий его снос происходили на ее глазах.

После закрытия у Покровского собора были с помощью тракторов снесены купола, но храм стоял еще немногим больше года.

Наступил роковой для собора 1936 год. Давно угасла жизнь большинства сельских приходов. Но в Усть-Каменогорске продолжали действовать два обновленческих храма: Покровский молитвенный дом и Трехсвятительская церковь, и православный Покровский молитвенный дом. Правда размещался он уже не по Красно-Октябрьской улице, а по новому адресу, о чем свидетельствует следующее заявление на имя  председателя Усть-Каменогорского гор. Совета Кировского района.

 

«… Церковный Совет Устькаменогорской  старо-православной Покровской общины настоящим ставит в известность Устькаменогорский гор. Совет, что молитвенные собрания верующих общины с 21 марта 1936 года имеют происходить по Сенному переулку (ныне Орджоникидзе) в доме № 48. О чем просит сообщить органам местной городской милиции для сведения.

21 марта 1936. № 10». [18]

Некоторые изменения коснулись и обновленцев. Теперь их общину возглавил протоиерей Быстров. Ниже приводится анкета

«… Форма № 5

На служителя культа Покровской церкви Усть-Каменогорска, Кировского района обновленческой ориентации.

1.      Быстров Николай Алексеевич

2.      Родился в 1878 году

3.      Сан - священник (протоиерей - авт.), он же благочинный

4.      Служу на духовной службе с 1902 года

5.      Под судом не был

6.      Район деятельности: г. Усть-Каменогорск Кировского района

Район деятельности благочиния: Кировский район

7. адрес: г. Усть-Каменогорск, Кировского района. ул. Ленинская, 23.

13-ого сентября 1935 г. Н. Быстров». [19]

В 1936 году у протоиерея Быстрова, настоятеля Покровского собора, а также протодиакона Симеона Георгиевича Вишнякова, клирика православной Покровской общины государство обложило налогом на мясо. Это несправедливое обложение было ими обжаловано в заявлениях. Оба ходатайства были положительно удовлетворены, и сделано разъяснение, что священнослужители налогом на мясо не облагаются. [20]

Ко всему вышесказанному следует добавить, что Покровский собор в обновленческий период был не просто приходским храмом, а являлся кафедральным. Кафедральным называется тот храм, где имеется епископская (архиепископская, митрополичья) кафедра - т.е. главный храм той или иной епархии, либо место  размещения второй кафедры. Покровский собор входил после 1923 года в обновленческую Семипалатинско-Устькаменогорскую епархию.  Незадолго до 1936 года в некоторых документах упоминается о митрополите Фокине (фамилия -?) и епископе Ельцове (имя?), что дает основание говорить об Усть-Каменогорске, как об епархиальном  центре, а о соборе - как кафедральном.

В последний день мая 1936 года состоялось Заседание Устькаменогорского городского Совета. Решались различные будничные проблемы. Пятым пунктом протокола собрания, который был записан простым карандашом в ученической тетради, был раздел «разное». После решения судьбы некоего подсобного работника, чем-то провинившегося, заслушали сообщение:

«…  О разборке здания бывшего собора.

Постановили: В связи с тем, что здание собора - приспособить под иное здание без вложений громадных  сумм невозможно, пленум находит целесообразным его разобрать и использовать материал на нужды местного строительства …» [21]

Не стало Покровского собора. На имеющейся в фондах ВКОЭМ  фотографии, сделанной с высоты Пожарного депо в 1937 году среди знакомых  строений центра города ощущается нехватка чего-то. Собора. Впоследствии были снесены торговые ряды и часовня на базарной площади, а территория двух бывших площадей соединились в границах новопосаженного  парка им. С.М. Кирова.

В сентябре 1936 года обновленцев постиг еще один удар. Пал их последний бастион - Трехсвятительский храм в Заульбинской слободе, когда-то приписной  к  Покровскому собору, а теперь единственный типовой в городе. Познакомимся  с документом, закрепившим уничтожение последнего дореволюционного храма.

«Постановление президиума Каз. ЦИК «О закрытии Заульбинской церкви».

На основании ст. т. 49,51 постановления ВЦИК от 8.04.28 г. о культах, договор с общиной верующих при Заульбинской церкви расторгнуть ввиду не исполнения общиной предложения технической комиссии о ремонте здания церкви. Заульбинскую церковь ликвидировать. Здание передать в распоряжение Заульбинского сельского совета, под культурно-просветительное учреждение.

21 сентября 1936 года». [22]

Возникает вопрос, оставались ли очаги обновленчества после закрытия городских храмов? В настоящее время ответить на этот вопрос однозначно не представляется возможным. По воспоминаниям Устькаменогорского старожила, ныне покойного, Петра Константиновича Нагибина в разное время (после закрытия собора) община верующих занимала следующие помещения: бывшую винную лавку по ленинской улице (позже Мира, ныне Головкова), здание на углу Школьного переулка и М. Горького; здание по ул. К. Либкнехта (второй справа дом от Сенного переулка). Поскольку, кроме Школьного переулка, иные адреса не подтверждены документально, то можно сделать вывод: приспособленные помещения использовались христианами, юрисдикционная  ориентация которых не была известна П.К. Нагибину. Адреса старо-православной общины нам известны (два из них). Следовательно, нельзя исключить данные Нагибина П.К. из истории обновленчества в Устькаменогорске.

В заключение,  по первому послереволюционному периоду, следует добавить, что в 1938 году всякие легальные богослужения в городе были прекращены после закрытия последних молитвенных домов как тихоновцев, так и обновленцев.

Перед Великой Отечественной войной, в 1940 году была разобрана, уже несколько закрытая для богослужений Трехсвятительская церковь в Заульбинской  слободе. В областном архиве сохранились документы, свидетельствующие об использовании на светские нужды остатков этого храма. Вот, например, выписка из решения бюро городского Комитета КП (б) от 26 июня 1940 года (почти ровно год до 22 июня 1941 г.), касающаяся благоустройства и строительства в городе.

«…§ 14. Просить ВК облисполком дать указание Кировскому райисполкому о передаче имеющихся в Заульбинке каменных плит городу для использования их на строительство тротуаров.

Секретарь Устькаменогорского ГК КП (б) К       (В. Тихонов)». [23]

Через некоторое время появляются еще два документа, касающихся этого вопроса.

«…Решение Исполнительного Комитета

Восточно-Казахстанского областного Совета депутатов трудящихся

г. Усть-Каменогорск                                                               1940 год

О передаче имущества на месте разобранной церкви

в Заульбинке Устькаменогорскому Исполкому

Исполнительный комитет решил:

1. Обязать пред. Исполкома Кировского Райсовета (тов. Ушакова) передать Устькаменогорскому Горисполкому каменные плиты и железные решетки на месте разобранной церкви в Заульбинке.

2. Обязать Пред. Исполкома Устькаменогорского Горсовета                  тов. Бостекпаева:

а) часть железной решетки использовать под ограждения могилы лучшего друга казахского поэта Абая Кунанбаева -   Евгения Петровича Михаэлиса, похороненного на Устькаменогорском кладбище и на ограждение братских могил.

б) Плиты использовать на благоустройство парка имени тов. Кирова.

Зам. пред. Исполкома В-К обл. Сов. Деп. труд. (Н. Кузембаев)

Секретарь                                                               (А. Гузовский)» [24]

Наконец последний документ в трагической истории Трехсвятительского храма.

 

«РЕШЕНИЕ

Исполнительного комитета В-К областного Совета депутатов трудящихся

г. Усть-Каменогорск                  № 616       от 30 августа 1940 года

Об использовании каменных плит и железных решеток в разобранной церкви в селе Заульбинке

Исполнительный комитет решил: Все наличие каменных плит и железных решеток в разобранной церкви в селе Заульбинке, как не использованные в селе Заульбинке Кировского района передать Исполнительному комитету Устькаменогорского Гор. Совета Депутатов трудящихся для мощения тротуаров и установления соответствующих оград.

Председатель Исполкома В-К обл. Совета Депутатов трудящихся (Д. Барышев) Секретарь исполкома (А. Гузовский)». [25]

По данным некоторых исследователей, количество православных храмов в СССР к 1941 году, находящихся в ведении митрополита Сергия (Страгородского) не превышала 97 (девяноста семи!). То есть могучая дореволюционная церковь оказалась практически уничтожена. Лишь в крупных городах: Москве, Ленинграде, Киеве, наиболее крупных республиканских и областных центрах продолжали действовать «образцово-показательные»  приходы. Но в масштабах  СССР вышеприведенная цифра ничтожна. Огромные, некогда богатые приходами регионы оставались без единого храма.

Помимо церквей Тихоновской (старо-православной) ориентации, сохранялось несколько обновленческих епархий, возглавляемых митрополитом Александром Введенским. В этот период идейное обновленчество трансформировалось в обычное отправление уставных богослужений. Один из обновленцев-епископов мечтал совершать богослужения в точном соответствии с требованиями Типикона, что поразительно. Революционный дух первых лет обновленчества и Типикон - понятия совершенно несовместимые.

Что касается прихожан, то по мере закрытия громадного большинства храмов, уже не приходилось выбирать куда идти. Все шли в храм той ориентации, который действовал в том или ином населенном пункте.

Перед самой войной 1941-1945 г.г. количество православных храмов численно возросло. Но это было связано с присоединением к СССР западных областей Украины и Белоруссии, а также Бессарабии и Прибалтийских государственных образований: Литвы, Латвии, Эстонии с целыми епархиями, сохранившимися со времен Российской  Империи. Однако на ситуацию в остальной части страны это никак не повлияло.

Потребовалась кровопролитная бойня тяжелейшей за всю историю человечества войны, концентрация всевозможных ресурсов, политика оккупантов в отношении церкви  на захваченных территориях (немцы в массовом порядке открывали уцелевшие церкви по всей контролируемой ими части СССР), наконец, патриотическая позиция  русской Православной Церкви, вставшей на позиции защиты  Отечества, невзирая на недавно учиненный погром, чтобы Советское государство, переживавшее тяжелейший период повернулось лицом к духовным нуждам огромного количества своих граждан, многие из которых прекрасно помнили традиции Православного царства, невзирая на ожесточенную антирелигиозную борьбу.

«4 сентября 1943 года у Председателя Совета народных Комиссаров СССР  Совнаркома с Патриаршим Местоблюстителем Блаженнейшим Митрополитом Московским и Коломенским Сергием, митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием и Патриаршим  Экзархом Украины митрополитом Киевским и Галицким Николаем». [26, с. 55]

На встрече обсуждался ряд вопросов, касающихся жизни Церкви, И.В. Сталин положительно отнесся к желанию церкви восстановить Патриаршество, созыву Поместного Собора, открытию учебных заведений, возобновлению издательской деятельности.

«12 сентября 1943 года в Московском Богоявленском, что в Елохове, соборе состоялась интронизация новоизбранного Патриарха» (Сергия - авт.). [26, с. 55]

Вслед  за этими событиями в массовом порядке, по всей стране, начали открываться ранее закрытые храмы, а где таковые были разрушены (как в Усть-Каменогорске) строиться новые, либо решались вопросы помещения  церквей в приспособленных помещениях (молитвенных домах).

К концу 40-х годов ХХ века в центральной части Усть-Каменогорска уже действовал Православный Покровский храм. Далеко не величественный собор, погибший за 10 лет до этого, но все же жизнь прихода стала налаживаться. Приход составился следующим образом. Костяк общины - т.н. тихоновцы (в эти годы  эти разделительные обозначения, уже почти не употреблялись в связи с искоренением раскола), все годы гонений, сохранившие верность православным канонам и традициям. В общину влились и бывшие обновленцы, а также последователи других, существовавших в то время раскольнических течений: «непоминающих» и григориан (последователей архиепископа Екатеринбургского Григория (Яцковского). Ранее разобщенная община Покровского собора соединилась. В нее влились и прихожане Троицкой и Трехсвятительской церквей. Убранство храма составляли сохранившиеся на руках у прихожан иконы и другая церковная утварь.  Был сделан незамысловатый иконостас с иконами, самого простого письма. Ряд икон, часть утвари и библиотеки сохранились от ризницы Покровского собора.

Храм расположился недалеко от места разрушенного собора - в здании бывшего электротеатра  «Модерн» Литвинова, где позже размещалась рабочая столовая. По улице Головкова (Андреевская, Ленинская, Мира) есть пустырь между больницей и государственным архивом, «украшенный» трансформаторной будкой. Это место, где с середины 40-х г.г. до начала 60-х г.г. ХХ века действовала Покровская церковь. Был даже разрешен давно не слышанный колокольный звон.

Первым настоятелем храма по ул. Ленинской (Мира) стал митрофорный протоиерей Григорий Быстров (до 1948-49 г.г.). Возникает вопрос - не родственник ли он последнего настоятеля Покровского собора Н. Быстрова?  К сожалению, данное обстоятельство не выяснено. Возраст и положение обоих не исключает близкого родства (братья-?). Принадлежность одной семьи разным идейным ориентациям - дело обычное.

Ушла эпоха обновленческих епархий с пышной титулатурой ранее не виданных в Прииртышской глубинке архиепископов и даже митрополитов, один из которых – «митрополит» Анатолий Синицын был принят в общение с Русской Православной Церковью в священническом сане протоиерея  и даже имевший определенный авторитет, среди недавних оппонентов - старо-православных.

На смену обновленческим пришли православные (Московский Патриархат) епархии. Усть-Каменогорск на первых порах входил в состав Семипалатинско-Павлодарской епархии, возглавляемой в разное время архиепископом Палладием (1947 г.) и епископом Варсонофием (-1950). Впоследствии Семипалатинская кафедра была упразднена, а приходы ее вошли в состав Алма-Атинской и Казахстанской епархии. Эта епархия в границах Казахской ССР просуществовала до 1991 года.

В 1948-1952 г.г. в Покровской церкви проходил служение протоиерей Николай Липовецкий, поляк по национальности, поначалу в качестве клирика, а затем и настоятеля. До недавних пор сохранялся домик по ул. Карла Маркса  (в районе строящегося проспекта Победы), где одно время проживал с семьей отец Николай. На посту настоятеля его сменил протоиерей Георгий Кузьменко, возглавлявший приход в течение 10 лет. Отец Георгий к концу жизни был удостоен высокой церковной награды  - креста с украшением.

Практически весь период истории Православия в СССР характеризуется значительным изменением  в отношениях между государством и Церковью. Политика прямого жесточайшего гонения, трансформировалась в последнее десятилетие жизни И.В. Сталина во вполне лояльное восприятие роли церкви в жизни общества. Во множестве открывались ранее закрытые храмы, где это было необходимо общинам для богослужений  передавались нетиповые помещения (как в Усть-Каменогорске, Павлодаре и т.д.) Из тюрем, лагерей и ссылок возвращалось к пастырскому  служению  уцелевшее духовенство, осужденные за религиозные убеждения простые верующие.

Правительство СССР во главе с И.В. Сталиным оказало самую непосредственную помощь церкви в организации и проведении Собора епископов для избрания  Патриарха Московского и всея  Руси, который состоялся в Москве 8 сентября 1943 года. Патриархом был избран Митрополит Сергий (Страгородский) в течение почти двух десятилетий фактически исполнявший обязанности первосвятителя (ум. в 1944 г.).

«Тогда же постановлением  Правительства был образован Совет по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР. Этот государственный орган был создан для осуществления связей между Советским правительством и русской Православной Церковью. Председателем совета был назначен Г. Г. Карпов». [26]

В 1945 году, на Поместном Соборе Русской Православной Церкви был избран Патриархом митрополит Алексий (Симанский). В период его первосвятительского служения возросла роль Русской Церкви на международной арене. Одна иностранная делегация сменялась другой, в представители РПЦ совершали ответные визиты. В Москве и Одессе открывались представительства братских православных церквей. При поддержке Советского правительства и лично И. В. Сталина Русская церковь превратилась в бастион перед лицом духовной экспансии Римского католицизма. Целые епархии, ранее униатские, возвращались в лоно Матери - Церкви.

 

Календарь

Святые и чтения дня

Православные посты в 2023 - 2024 г.г.

Контакты

Епархиальное управление:

E-mail: eustkamenogorsk@bk.ru

Тел: +7 (723-2) 51-44-64

Пресс-секретарь Усть-Каменогорской епархии:

E-mail: press_sluzhba_uk@mail.ru

Канцелярия

Тел: +7 (723-2) 51-36-56

Если у Вас возникли вопросы, пожалуйста, воспользуйтесь формой обратной связи

Вопрос священнику

Епархиальные отделы

Вверх