Московский Патриархат • Православная Церковь Казахстана
Официальный сайт
По благословению Высокопреосвященнейшего Амфилохия, архиепископа Усть-Каменогорского и Семипалатинского
07 Март 2010
Дореволюционная история Покровского собора неразрывно связана с личностью Александра Владимировича Дагаева, протоиерея, настоятеля храма с 1892 года до своей мученической кончины в начале 1920 года.
Вскоре после венчания, ставленник Александр был рукоположен во диакона, а затем и во пресвитера (священника) Преосвященным Макарием (Невским), епископом Бийским. Владыка Макарий - известный миссионер, до сего дня широко почитаемый в Сибири Святитель. Впоследствии ему суждено было занять Московскую кафедру, а затем уступить ее Владыке Тихону (Белавину) - будущему Святейшему Патриарху Московскому и Всероссийскому. Скончался владыка Макарий в сане митрополита в 20-х г.г. ХХ века в Николо-Угрешском монастыре под Москвой, находясь по старости и болезни на покое. [4]
Первые дни, месяцы и годы служения отца Александра прошли, видимо в Бийске, подтверждающими документами автор не обладает, но уже в 1892 году он получает назначение в Усть-Каменогорске, в качестве настоятеля недавно построенного собора. По свидетельству игумена Амфилохия (Бондаренко), одного из современных исследователей истории православия в Прииртышье: - «отец Александр был человеком горячей веры, ревнителем Православия, искренне любящим Бога и Отечества. Он неукоснительно соблюдал Церковный Устав и, как благочинный, был в меру строг. Был человеком совершенно бескомпромиссным!»
Помимо своей роли, как главной святыни православия в Усть-Каменогорске, собор явился также и центром просветительской деятельности. Это выражалось преподавательской деятельностью клириков собора в ряде учебных заведений города, подвизавшихся на ниве законоучительства. Закон Божий преподавался в Высшем Городском начальном училище, Мариинском женском училище, Женской гимназии. Ряд заведений обслуживали священники собора, другую часть окормляли служители Троицкой церкви.
Время настоятельства отца Александра отмечено строительством приписного к собору (не имеющего постоянного штата) Трехсвятительского храма в Заульбинской слободе. Храм был построен в 1906 году. [1, с. 179]
«Труды отца Александра на благо Церкви и Отечества были отмечены императорскими наградами. Он был кавалером орденов: Св. Анны II и III степеней и св. Владимира IV степени, имел медали: «В память государя Александра III», в честь 25-летия образования церковно-приходских школ, Крест на Владимирской ленте и медаль в память 300-летия дома Романовых, а также по благословению преосвященнейшего Гавриила, епископа Омского от прихожан был преподнесен драгоценный золотой наперсный Крест за труды по строительству Трехсвятительского храма в городе Усть-Каменогорске и другие награды». [3]
Сведения о других священно - и - церковнослужителях довольно скудны, в отличие от Троицкого храма, клирики которого поименованы вплоть до 1914 года. Это объясняется наличием работы известнейшего краеведа области священника (впоследствии протоирея) Бориса Георгиевича Герасимова «Старинные церкви Семипалатинской области», помещенной в печатном органе местных историков и краеведов «Записки Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отдела Российского Императорского географического общества» за 1915 год. Троицкий храм на момент написания этой статьи уже имел более чем столетнюю историю, а Покровский собор считался новой постройкой и системные записи о его служителях отсутствовали. Тем не менее, известно, например, имя священника Василия Филипповича Пешехонова [5, с. 72], в той связи, что он проживал с семьей в одном из домов т.н. «соборного духовенства» по Базарному переулку, на углу с Троицкой улицей (в современной редакции угол ул. Тохтарова и Карла Маркса). Василий Пешехонов был переведен в Усть-Каменогорский Покровский собор из села Георгиевское (ныне Калбатау, центр Жарминского района ВКО), где служил настоятелем деревянной Богородице- Рождественской церкви, построенной, согласно сообщения священника Б. Г. Герасимова на средства полковника А. В. Елагина и Переселенческого Управления в 1906 году. [1, с. 180] Другую часть строения занимала семья сына о. Василия, служившего в соборе диаконом.
После февральской революции и октябрьского переворота власть СНК [6] распространилась по большей части бывшей Российской империи, в том числе и в Усть-Каменогорске. Начались репрессии в отношении церкви, стоявшей на страже вековых монархических идей и народной нравственности. Одной из жертв террора стал священник Преображенской церкви дисциплинарного батальона Усть-Каменогорской крепости протоиерей Сергий Феноменов. На его место был назначен сын отца Александра - Михаил Дагаев, ранее служивший в с. Михайло-Архангельское (Ленинка, совр. Сагыр) вместе с зятем о. Александра - священником Алексием Подойниковым, женатым на старшей дочери Дагаевых - Евфалии Александровне. [7]
После того, как Усть-Каменогорский совдеп был разгромлен отрядами известного борца за честь и свободу Родины - Бориса Владимировича Анненкова, председатель совдепа Яков Ушанов, с другими подельниками был помещен в казематы Усть-Каменогорской крепости.
Долг любого священника - утешение и помощь страждущих, увещевание заблудших. Известно, что Ушанова неоднократно посещал протоиерей Дагаев с призывом к покаянию и отказу от пролития братской крови. К сожалению, не выяснено - кто из Дагаевых - отец или сын приходили в тюрьму. «…Обращения священника не нашли отзыва в сердце ослепленного безумными идеями революционера». [3] В силу этого, при отступлении войск атамана Анненкова, содержание в изоляции Якова Ушанова стало невозможным и его пришлось ликвидировать, что и было осуществлено казаками в топке теплохода «Монгол».
Казнь первого председателя местного совдепа послужила предлогом для дикой расправы над протоиереем Александром, несмотря на его полную непричастность к этой акции. Но новой власти был нетерпим человек, пользующийся всеобщим уважением, пламенный проповедник, обличитель нечестия, человек, который в условиях разгула беззакония до конца не оставлявший преподавания Закона Божия, и даже «…в виду плохой успеваемости учащихся требовал дополнительных часов!» [8]
Арестован отец Александр был во время домашнего обеда 1 января 1920 года. В это время аресты приняли всеобъемлющий характер, их жертвами стали многие известные и уважаемые в Усть-Каменогорске люди: городской голова Сидоров, генерал Веденин, отказавшийся сотрудничать с большевиками владелец типографии Горлов (его открыткам мы благодарны за возможность иметь представление о дореволюционном городе), многие оставшиеся в городе солдаты и офицеры Царской и Белой армий.
Епархиальное управление:
E-mail: eustkamenogorsk@bk.ru
Тел: +7 (723-2) 51-44-64
Пресс-секретарь Усть-Каменогорской епархии:
E-mail: press_sluzhba_uk@mail.ru
Канцелярия
Тел: +7 (723-2) 51-36-56
Если у Вас возникли вопросы, пожалуйста, воспользуйтесь формой обратной связи