Московский Патриархат • Православная Церковь Казахстана

Усть-каменогорская и Семипалатинская епархия

 Официальный сайт

По благословению Высокопреосвященнейшего Амфилохия, архиепископа Усть-Каменогорского и Семипалатинского

  • 0

Адрес: 070010, Республика Казахстан, Восточно-Казахстанская область, г.Усть-Каменогорск, ул.Акмолинская, 110.

Телефон: 8 (7232) 78-15-72, 78-15-24.

Проезд автобусом №42, №13 до остановки «Церковь».

Настоятель: иеромонах Силуан (Магилев), благочинный Усть-Каменогорского церковного округа.

Время основания прихода: 1945 г.

Время строительства храма: 1999 – 2004 гг.

Первое богослужение в новом храме в 2004 году на Вход Господень в Иерусалим.

Режим работы храма: ежедневно, без выходных с 08:30 до 18:00.

Богослужения: еженедельно, в субботние и воскресные дни.

Вечернее богослужение:

- в зимнее время с 15:00,

- в летнее время с 16:00

Божественная Литургия – в 9:00

Молебны – в 8:00, Таинство исповеди – в 8:30

Расписание богослужений на ближайшую седмицу.

Престол: в честь Покрова Пресвятой Богородицы, освящен 2 ноября 2010 г. Главой Митрополичьего Округа Казахстана Высокопреосвященнейшим Александром, митрополитом Астанайским и Казахстанским.

Престольный праздник: 14 (1) октября, в день Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

День освящения храма: 2 ноября (20 октября).

Святыни: Крест-мощевик с частицей Честного Животворящего Креста Господня и 29-ю частицами многоцелебных мощей святых угодников Божиих: честнаго славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, (Ян.7, Ф.24, М.25, Ин.24, Ав.29, С23, Окт.12), апостола и евангелиста Матфея, (+ 60 г.), (Ин.30, Н.16), апостола Андрея Первозванного, (+ 62 г.), (Ин.30, Н.30), апостола Филиппа, (I в.), (Ин.30, Н.14), великомученика Пантелеимона, (+ 305 г.), (Ил.27), великомученицы Варвары, (+ ок.306 г.), (Д.4), великомученика Меркурия, (III в.), (Н.24), мученицы Анастасии Римляныни, святителя Германа, архиепископа Казанского, (+ 1567 г.), (Ин.23, С.25, Н.6), святителей Гурия, архиепископа Казанского, (+ 1563 г.), (Ин.20, Окт.4, Д.5) и Варсонофия, епископа Тверского, (+ 1576 г.), (Ап.11, Окт.4), святителя Никифора исповедника, патриарха Константинопольского, (+ 828 г.), (Мр.13, Ин.2), преподобного Александра Свирского, (+ 1533 г.), (Ап.17, Ав.30), преподобного Саввы Сторожевского (Звенигородского), (+ 1406 г.), (Ян.19, Д.3), великомученика Феодора Стратилата, (+ 319 г.), (Ф.8, Ап.8), великомученика Феодора Тирона, (+ ок.306 г.), (Ф.17, в субботу 1-й седмицы Великого поста), мученика Каллиника, мучеников и исповедников Михаила, князя Черниговского, и болярина его Феодора, чудотворцев, (+ 1245 г.), (Ф.14, С.20), благоверного князя Константина, преподобной Евфимии, преподобной Марфы, матери Симеона Дивногорца, (+ 551 г.), (Ил.4), мученика Евгения, святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, (+ ок.345 г.), (М.9, Д.6), преподобного Максима Грека, (+ 1556 г.), (Ян.21), преподобного Николы Святоши, князя Черниговского, Печерского чудотворца, (+ 1143 г.), (С.28, Окт.14), преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой, (+ 1173 г.), (М.23), преподобных Василия и Григория.

Крест изготовлен во времена правления Екатерины II в 1790 году в Санкт-Петербурге и принадлежал знатному иерарху. В 1954 году 5 мая протоиерей Анатолий Синицин передал крест-мощевик в Покровский храм протоиерею Георгию Кузьменко. С тех пор эта святыня пребывает в Покровском храме. Крест-мощевик износится в центр храма в памятные дни поклонения Честному Животворящему Кресту Господню, а также в праздничные дни почитания святых угодников Божиих, многоцелебные частицы мощей которых вложены и хранятся в кресте.

  • 01
  • 01_1
  • 02

  • 02_1
  • 03
  • 04-1

  • 04
  • 05
  • 06

  • 07
  • 08
  • 08_1

  • 09_1


История храма

Новый Покровский храм по праву считается духовным преемником Покровского собора, построенного в г. Усть-Каменогорске в 1888 году и разрушенном в годы безбожной власти в 1936 году. Несмотря на гонения и запреты, а также постоянные скитания с места на место, православная община Покровского собора выжила, и долгие годы молитвенный Покровский дом оставался единственным действующим православным храмом в городе с 300-тысячным населением.

Поначалу собрания верующих проходили по Сенному переулку (ныне ул. Орджоникидзе) в доме № 48, о чем свидетельствует данное заявление на имя председателя Усть-Каменогорского гор. Совета Кировского района:

«… Церковный Совет Устькаменогорской старо-православной Покровской общины настоящим ставит в известность Устькаменогорский гор. Совет, что молитвенные собрания верующих общины с 21 марта 1936 года имеют место происходить по Сенному переулку (ныне ул. Орджоникидзе) в доме № 48. О чем просит сообщить органам местной городской милиции для сведения. 21 марта 1936. № 10».

В 1938 году были закрыты все молитвенные дома как тихоновцев, так и обновленцев и всякие легальные богослужения в городе были прекращены.

В 1945 году в г. Усть-Каменогорске был вновь образован приход Покровской церкви, которая поначалу располагалась недалеко от места разрушенного собора - в здании бывшего электротеатра «Модерн» Литвинова, где позже размещалась рабочая столовая. По улице Головкова (Андреевская, Ленинская, Мира) есть пустырь между больницей и государственным архивом, «украшенный» трансформаторной будкой. Это место, где с середины 40-х г.г. до начала 60-х г.г. ХХ века действовала Покровская церковь. Был даже разрешен давно не слышанный колокольный звон.

Первым настоятелем храма по ул. Ленинской (Мира) стал митрофорный протоиерей Григорий Быстров (до 1948-49 г.г.).

Приход составился следующим образом. Костяк общины - т.н. тихоновцы (в эти годы разделительные обозначения уже почти не употреблялись в связи с искоренением раскола), все годы гонений, сохранившие верность православным канонам и традициям. В общину влились и бывшие обновленцы, а также последователи других, существовавших в то время раскольнических течений: «непоминающих» и григориан (последователей архиепископа Екатеринбургского Григория (Яцковского). Ранее разобщенная община Покровского собора соединилась. В нее влились и прихожане Троицкой и Трехсвятительской церквей. Убранство храма составляли сохранившиеся на руках у прихожан иконы и другая церковная утварь. Был сделан незамысловатый иконостас с иконами, самого простого письма. Ряд икон, часть утвари и библиотеки сохранились от ризницы Покровского собора.

В 1948-1952 г.г. в Покровской церкви проходил служение протоиерей Николай Липовецкий, поляк по национальности, поначалу в качестве клирика, а затем и настоятеля.

Затем его сменил протоиерей Георгий Кузьменко, возглавлявший приход в течение 10 лет. Отец Георгий к концу жизни был удостоен высокой церковной награды  - креста с украшением.

В конце 40-х – начале 50-х г.г. ХХ века на церковь обрушилось новое гонение, страшное уже тем, что не было вызвано революционным угаром, а проводилось последовательно, планомерно. Был провозглашен лозунг об окончательном преодолении «религиозных пережитков». Вновь стали закрываться храмы, запрещался колокольный звон, преследовалась любая деятельность пастырей вне церковной ограды.

В Усть-Каменогорске Покровский храм по-прежнему находился в центре города по ул. Ленинской (Мира) существовала хорошо налаженная церковная жизнь. Богослужения сопровождались прекрасным пением хора, руководителем которого был талантливый человек - композитор и регент (дирижер) Михаил Емельянов. До сих пор в храмах Усть-Каменогорска используются его музыкальные произведения. В число певчих входили люди, начинавшие свое служение церкви еще в прежних, позже разрушенных церквях, некоторые до революции. Поэтому хор обладал высоким профессионализмом. Настоятелю-протоиерею Георгию Кузьменко помогали молодые иереи - отец Константин Толстых и отец Николай Попов, бывший родом из Семипалатинска. Украшение любой службы - диакон. Известно имя одного из них. Это Федор Лучко, бывший певчий церковного хора, в 1948 посвященный в диаконский сан епископом Семипалатинским и Павлодарским Варсонофием.

Трудно сейчас объяснить, почему гонения коснулись Устькаменогорской общины уже на стадии их завершения в общесоюзном масштабе. Можно предположить, что многое держалось на авторитете маститого старца Георгия Кузьменко, и власти не решались осуществить закрытие в центре города храма.

После его смерти настоятелем Покровской церкви был назначен протоиерей Алексий Улович, долгие годы проведший в советских лагерях.

Недолгое настоятельство отца Алексия Уловича омрачилось, не по его, разумеется, вине событиями, ставшими предтечей грядущей ссылки церкви на самую глухую окраину Усть-Каменогорска.

«Заместителю ВК облисполкома

товарищу Козыревой Р.В.

Сообщаю, что в беседе с настоятелем молитвенного дома г. Усть-Каменогорска священником Уловичем по вопросу колокольного звона последний заявил, что колокольный звон с 18 сентября 1960 года будет прекращен. О чем ставлю Вас в известность и прошу проследить…»

Прервем на миг чтение данного документа. Что это? Случайно оказавшийся не на месте источник середины 30-х годов ХХ века. Что-то уже ранее прочитанное, не правда ли? Но на дворе уже начало шестого десятка ХХ в.

Продолжим…

«… В отношении поднятого вопроса в областной газете о перемещении молитвенного дома на окраину города следует иметь в виду, что данный вопрос принципиально решить можно, но для этого горсовет должен взамен молитвенного дома подыскать соответствующее помещение и представить необходимую документацию на здание для постановки этого вопроса перед Советом.

Кроме этого необходимо учесть церковную обстановку на месте и какую реакцию это перемещение может вызвать. Как известно церковная община в городе Устькаменогорске является одной из мощных, где посещаемость церковных служб доходит до 3-х - 4-х  тысяч человек.

Все эти вопросы должны быть учтены.

Уполномоченный по делам Русской

Православной церкви при Совете

Министров Казахской ССР

С. Вохменин

7 сентября 1960 г.

г. Устькаменогорск»

Нет, уже нет напористости и безаппеляционности середины 30-х годов ХХ века. Но еще далеко до человеческого отношения к собственным гражданам своей страны, посмевшим в годы пятилеток иметь убеждения и веру, отличные от предлагаемой идеологии атеистического государства. Вновь, теперь на долгие десятилетия, прекращен в Усть-Каменогорске колокольный звон.

Возникшая идея перенести церковь на окраину не была оставлена, несмотря на то, что средний возраст прихожан продолжал неуклонно расти, ведь не существовало законодательных актов, которые бы позволяли в любом виде обучить Закону Божию подрастающее поколение. Были, конечно, несмотря ни на что исключения, но в целом религия стала уделом стариков. Перенос храма для многих из них был бы болезненным, в силу элементарной немощи пожилых людей. Но, несмотря на это…

«ПРОТОКОЛ №3

Заседания Исполнительного Комитета

Усть-Каменогорского городского Совета депутатов трудящихся

От 14 февраля 1962 года

28 - 70. О размещении молельного дома Покровской православной общины

(т. Егорова А.В.)

В связи с тем, что участок в квартале 213/214, на котором расположен молельный дом Покровской православной  общины, в соответствии с планом реконструкции города, решением исполкома Усть-Каменогорского горсовета за № 219 от 24 мая 1961 года отведен управлению «Алтайэнерго» под строительство жилых домов Исполком горсовета РЕШАЕТ:

1. Разместить молельный дом Покровской православной общины в здании по ул.Пролетарской, дом № 2.

2. Просить исполком облсовета депутатов трудящихся утвердить настоящее решение».

Видимо, это решение не было утверждено, т.к. нет свидетельств о размещении церкви на ул. Пролетарской.

Тем не менее, перенос все-таки произошел в 1964 году, в период настоятельства протоиерея Константина Толстых.

Храм переехал в приспособленный домик в поселке Мирный, и с этого момента начинается длительный, в несколько десятков лет период, не отмеченный арестами и кровавыми расстрелами, но наполненный гнетущей тишиной и изоляцией от жизни, протекающей за воротами церковной ограды.

Застойные годы отмечены служением ряда священнослужителей, среди которых настоятели: Константин Толстых, Маришев Сергей Петрович (прибыл из Ленинабада). В диаконы рукоположен в городе Ташкенте в январе 1970 года, а во священники в октябре 1971 года в городе Алма-Ате митрополитом Иосифом (Черновым). Известны имена Козлова Василия Николаевича (1928 г.р.), Ушакова Всеволода Поликарповича (1907 г.р.), Томасова Ивана Яковлевича (ум. в 1971 г.) и других священно- и церковнослужителей.

Храм в пос. Мирный - внешне ничем не выделялся среди частной окружающей застройки. Обычный дом со ставнями и наличниками. Лишь попав в ограду, скрывающую внутренний двор можно было увидеть, что дом небольших размеров, чем казалось снаружи. Внутри православные постарались придать зданию облик настоящего (типового) храма: алтарь, иконостас, солея, нижний и верхний клиросы, помещение для исповеди и свечного ящика, а также многое другое необходимое для совершения богослужений.

В государственном архиве хранятся многочисленные документы, свидетельствующие о жизни прихода в застойный период. Не вдаваясь, в общем-то, скучные подробности, можно сказать, что органы местной власти мелочно и придирчиво вмешивались во внутреннюю жизнь Покровской церкви. Любой, самый незначительный вопрос, например, о починке или покраске забора, сооружении синодских помещений и т.д., не мог решиться без вмешательства извне. Это, что касается хозяйственных вопросов.

Давление оказывалось и на пастырскую деятельность клириков храма. Любой священник, кому выпадала очередь произносить проповедь в воскресные или праздничные дни обязан был составлять ее письменно, обычно в объеме ученической тетради в 12-18 листов. Проповеди (или как минимум их часть) проверялись уполномоченным по делам религий и им же выносился вердикт на предмет допуска. В архиве обнаружено целый ряд таких тетрадей, каждая из которых сопровождалась еще и сопроводительным документом, где для высших инстанций давался комментарий на предмет, например, благонадежности и лояльности.

Вся деятельность священнослужителей должна была быть, по мнению властей, ограничена церковной оградой, хотя конституционные нормы этого не оговаривали. Совершение треб на дому (соборование, причащение, отпевание и др.) рассматривалось как едва ли враждебные вылазки «клерикалов против существующего строя». Были случаи глумления над священнослужителями, и даже избиения. Духовенство было обложено большими налогами. Их деятельность признавалась нетрудовой, что в советских условиях рассматривалось едва ли не как нарушение трудового законодательства. Каждая третья зарплата изымалась в качестве налога. Церковь была совершенно изолирована от участия в светской жизни. Благотворительность - одна из основ тысячелетнего бытия русского народа, воспринималась как чуждое для советского человека явление. Практически на долгие годы она сошла на нет.

Покровский молитвенный дом по-прежнему оставался единственным в городе с 300-тысячным населением. Период до 1988 года отмечен настоятельством протоиерея Феодора (ныне архимандрит) и протоиерея Иоанна (Спичака). Последний, обладая мастерством резьбы по дереву, стал автором нового иконостаса для Покровской церкви, по сей день украшающего ее интерьер.

В 1988 году настоятелем храма и благочинным становится протоиерей Вячеслав  Михайлович Дылевский (ум. в 1997 году). Время его пребывания на вышеназванных церковных должностях совпало с началом возрождения Православия в нашем городе и крае.

20 августа 1998 г. настоятелем Покровского храма г.Усть-Каменогорска, а с 1999 года и благочинным Усть-Каменогорского церковного округа становится иеромонах Амфилохий (Бондаренко) – ныне Преосвященный Амфилохий, епископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский, который стал инициатором строительства нового Покровского храма, построенного с 1999 по 2004 годы. Старый же молитвенный дом был снесен в 2005 году, после того, как начались регулярные богослужения в новом, выполненном из дерева златоглавом красавце-храме.Расположить такое обширное по площади строение стало возможным за счет значительного расширения территории прихода в сторону берега реки Иртыш. В то время большую помощь в строительстве оказала аким города Усть-Каменогорска – Вера Николаевна Сухорукова, благодаря которой община прихода получила разрешение на расширение в границах земельного участка.

Проект храма, в традициях деревянного зодчества, разработал Усть-Каменогорский архитектор – Александр Степанович Богушевич. Храм трехкупольный, что символизирует Святую Троицу, и имеет крестообразную форму.
По благословению Высокопреосвященнейшего Алексия, архиепископа Алма-Атинского и Семипалатинского, весной 1999 года был заложен фундамент будущего храма. 13 июля 2000 года был освящен первый венец храма. Строительно-монтажные работы осуществлялись работниками СМУ-3 Иртышского управления строительства. Храм строился, как и в былые времена, всем миром, на пожертвования благочестивых прихожан. Весомый вклад в возведение храмового здания внес Евгений Николаевич Абрамочкин. На его средства в 2000 году была отлита, на Московском колокольном заводе ЛИТЭКС, звонница из восьми колоколов.

Возведение деревянной части храмовой конструкции осуществляло предприятие ТОО «Мелисса», во главе с Воробьевым Александром Ивановичем.

Новый резной иконостас, появившийся в храме в 2003 году, украсили почитаемые прихожанами иконы, написанные протоиереем Андреем Бурдиным. В цокольном помещении разместился Крестильный храм.

Начало богослужений в новом храме было положено в конце Великого поста 2004 года.

Первое богослужение было совершено в праздник Входа Господня в Иерусалим, именуемый также – Вербным Воскресеньем.

Второго ноября 2010 года Глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, при большом стечении народа, совершил великое освящение храма.

5 апреля 2014 года уже исполнилось 10 лет со дня начала Богослужений в новом Свято-Покровском храме города Усть-Каменогорска, пришедшем на смену старому молитвенному дому. В праздничный день Похвалы Пресвятой Богородицы праздничную Божественную Литургию возглавил Преосвященнейший Амфилохий, епископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский, в сослужении городского духовенства.

С 30 июня 2022 года, учитывая духовное, культурное и историческое значение для Усть-Каменогорской и Семипалатинской епархии храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы, являющегося преемником Градоустькаменогорского Покровского собора и одним из важнейших центров духовной жизни епархии в наше время, Покровскому храму города Усть-Каменогорска придаётся статус соборного храма.

Часовня во имя святителя Николая, Мир Ликийских, чудотворца

14 октября 2017 года, в праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Преосвященнейший епископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский Амфилохий посетил Покровский храм Усть-Каменогорска, где в день престольного торжества совершил Божественную Литургию святителя Иоанна Златоуста.

По окончании богослужения епископ Амфилохий освятил Свято-Никольскую часовню, возведенную на территории прихода.

Здание часовни было построено по благословению Преосвященнейшего Владыки, при активном участии многих благотворителей. Во внимание к усердным трудам на благо Святого Православия епископ Амфилохий наградил благодетелей высокими церковными наградами. Директор ТОО «Мелисса» А.И. Воробьев был удостоен медали Православной Церкви Казахстана «Енбек Yшiн» («За труды»). Благословенными Архипастырским грамотами были награждены руководитель ТОО «East MBR» Н.С. Паянин, директор подразделения «BBM ARSENAL» С.А. Костромец, представитель ТОО «Азия-Вязьма» Б.И. Андерс, заведующий хозяйством Свято-Покровского прихода В.И. Гаврилов.

В этот день, можно сказать, восторжествовала историческая справедливость. Ведь до революции в центре Усть-Каменогорска на Соборной площади рядом с Покровским собором, построенным в 1888 году и уничтоженном в 1936 году, находилась Часовня во имя святителя Николая, Мир Ликийских, чудотворца, построенная в 1885-88 годах и разрушенная в годы безбожной власти.

Отныне приемник разрушенного Собора - Покровский храм и Свято-Никольская часовня вновь расположены рядом, на одной территории, однако теперь уже выполнены не в камне, а в традициях деревянного зодчества.

В часовне постоянно совершаются: молебны, чтение акафистов, отпевания и панихиды.

При написании статьи по истории храма использованы фрагменты статьи «Покровский храм. История и современность» иеромонаха Иустина (Ларионова).

Календарь

Святые и чтения дня

Православные посты в 2023 - 2024 г.г.

Контакты

Епархиальное управление:

E-mail: eustkamenogorsk@bk.ru

Тел: +7 (723-2) 51-44-64

Пресс-секретарь Усть-Каменогорской епархии:

E-mail: press_sluzhba_uk@mail.ru

Канцелярия

Тел: +7 (723-2) 51-36-56

Если у Вас возникли вопросы, пожалуйста, воспользуйтесь формой обратной связи

Вопрос священнику

Епархиальные отделы

Вверх