Московский Патриархат • Православная Церковь Казахстана
Официальный сайт
По благословению Высокопреосвященнейшего Амфилохия, архиепископа Усть-Каменогорского и Семипалатинского
27 Сентябрь 2011
Что это? Случаи? Стечения обстоятельств? Или осмысленное Богом руководство нашей жизнью?
Древнее толкование духовного смысла Креста Господня говорит о кресте, как о пересечении двух устремлений, двух воль – Божественной и нашей, человеческой. Крест – это боль, скорбь, страдание и смерть, – именно потому, что наша воля почти всегда идёт вразрез, рассекает, разрывает волю Божию. Отсюда и скорби: нам не переломить волю Бога, но и Он не ломает нас. Бог хочет нас видеть одними, мы себя мним другими, потому и скрипит наша жизнь, как ржавое железо по точильному камню…
Но Бог ничего не делает просто так, бесцельно. Он знает (и мы тоже знаем!), что в таких столкновениях воли нами приобретается бесценный душевный опыт. Страдавший сам гораздо более сострадателен и милосерден к другому человеку, а милосердие, как никакая другая добродетель способна оживить наши души. Вот и ещё параллель Промысла Божия с Крестом, теперь уже историческая: Крестные страдания и смерть Христа, видимое торжество злобы, привели в итоге к победе над смертью, к Воскресению, к конечному торжеству жизни.
Все наши проблемы и беды Богу известны лучше нас самих. А потому, вместо поиска виноватых, может, будет продуктивнее глянуть внутрь самих себя: не моя ли воля вот здесь и сейчас пошла наперекор воле Божией? И если да, если наше упрямство стало причиной нынешней беды, то почему бы не отбросить его и не примириться с Богом через признание вины (или просто недомыслия) и раскаяние? Если же беда вызвана "неодолимым независимым стечением обстоятельств" (Промыслом Божиим), то что нужно сделать для того, чтобы вынести из неё и урок, и опыт?
Закончить мне хотелось бы словами Святейшего Патриарха Кирилла: "Человек состоится как личность, только когда он познает и радости, и горе. Вот это и называется полнотой бытия".