Московский Патриархат • Православная Церковь Казахстана

Усть-каменогорская и Семипалатинская епархия

 Официальный сайт

По благословению Высокопреосвященнейшего Амфилохия, архиепископа Усть-Каменогорского и Семипалатинского


Его Преосвященству сослужили: ключарь Андреевского кафедрального собора иерей Иоанн Карабидович, иерей Николай Темирбаев, иеромонах Никодим (Авдеев), иерей Роман Подрезов.

Богослужение окончилось славлением и поклонением Кресту Господню, после чего Владыка Амфилохий обратился к пастве со словом проповеди:


«Сегодня, в день Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня мы собрались в этом святом храме, чтобы воздать честь, славу и похвалу Животворящему Древу, которое приняло на себя Сына Божия, во искупление всех наших грехов. На Древе Крестнем Спаситель мира распростер Свои Пречистые руки так, как будто бы в отеческие объятия принимает весь род человеческий, и готов объять весь мир своей безграничной, безмерной отцовской любовью. В сегодняшний праздничный и торжественный день мы вспоминаем слова праздничного тропаря, который слышали сегодня - Кресту Твоему поклоняемся Владыко...  Мы поклоняемся Кресту Господню, который есть всем верным во спасение, а безумным и неверным в погибель. Всякий взирающий на Крест Христов видит и чувствует страдания нашего Господа, которые Он претерпел нас ради и нашего ради спасения. Крест, украшенный славою Божией является орудием спасения мира, орудием для каждого человека, потому что всякий человек, взявший на себя крест есть воин Христов. Крест – подобие меча духовного, крест – великая сила. На нем пролилась Кровь Богочеловека, по древнему пророчеству, омывшая наши грехи, грехи наших прародителей, всех людей, которые когда-либо жили или будут жить. Кровью, смертью и воскресением Христовым мы получили освобождение от древнего проклятия, греха и смерти. Если тогда крест был орудием казни, позора, унижения и смерти, то сегодня Крест Христов стал орудием славы, орудием спасения рода человеческого. Воздвигнем же и мы, братья и сестры, самих себя от древнего заклятия, от плена и сна духовного, взбодримся, стрясем с себя одежду ветхую и тленную. Мы уже не ветхие человеки, а новые, рожденные во Христе Иисусе Господе нашем. Мы не должны жить как будто бы в спячке или анабиозе, мы должны проснуться, избавиться от греха, облачится в новые ризы спасения. Разбудим же себя через взор на это Древо Крестное, увидим страдания Господа, Его Кровь, и услышим смех стоящих рядом и кричащих - распни, распни Его. Как часто и мы, подобно им, своим безразличием, духовной немощью берем в свои руки гвозди и вбиваем их в Пречистые руки Господа. Когда же мы прекратим быть христоубийцами, когда мы начнем жить по совести, когда мы научимся говорить правду, когда же перестанем лукавить перед Богом и перед людьми, когда научимся строить свою жизнь по заповедям Христовым? Событие, которое мы сегодня чествуем, должно сподвигнуть нас на честное крестоношение по нашей жизни. Если мы приняли на себя крест, не важно, в мирском или духовном чине, то будем нести его честно, без ропота. Ибо нам дано время на земле для исправления нашей жизни и для спасения души», - сказал Преосвященный Амфилохий в своей проповеди.


История праздника Воздвижения Креста Господня восходит к событиям IV века, когда мать императора Константина Великого, равноапостольная Елена, прибыв в Иерусалим, после тщательных раскопок в нем, обрела Крест Господень, лежавший в земле вместе с крестами двух разбойников. Свидетельство свыше указало Крест Господень. Найденные кресты были возложены поочередно на смертельно больную женщину, которая от прикосновения к ней третьего из крестов исцелилась.


Богослужебной особенностью праздника Воздвижения Креста Господня является вынос на средину храма Креста для поклонения. Чин совершается по окончании Великого славословия при пении «Святый Боже». Выйдя с Крестом на средину храма предстоятельствующий епископ или иерей полагает его на аналое, кадит крестообразно и молча делает перед ним три поклона. Затем, взяв Крест с аналоя и держа его двумя руками, он обращается лицом к востоку. Сослужащий ему диакон, держа свечу и кадило, возглашает прошение. Певцы начинают петь первую сотницу «Господи, помилуй». Предстоятель трижды осеняет Крестом к востоку и затем, под пение первой половины сотницы, медленно наклоняется, как говорит типикон, «елико пядию отстояти главе от земли». Склонившись так низко, он снова медленно и постепенно, пока певцы поют вторую половину сотницы, поднимает голову, выпрямляется и воздвизает Крест «горе», а затем, под пение заключительного «Господи, помилуй», осеняет им трижды к востоку. После этого предстоятель, обращается лицом к западу, югу и северу, а затем снова к востоку. После Чинопоследования Воздвижения начинается поклонение Кресту Господню и его целование. Крест находится в храме до отдания праздника.


  • 01_1
  • 02_1
  • 03_1

  • 04_1
  • 05_1
  • 06_1

  • 07_1
  • 08_1
  • 09_1

  • 10_1
  • 11_1
  • 12_1

  • 13_1
  • 14_1
  • 15_1

  • 16_1
  • 17_1
  • 18_1

  • 19_1
  • 20_1
  • 21_1

  • 22_1
  • 23_1
  • 24_1

  • 25_1


Текст: Евгений Хитрич

Фото: Павел Триндафилов

Вверх