Московский Патриархат • Православная Церковь Казахстана
Официальный сайт
По благословению Высокопреосвященнейшего Амфилохия, архиепископа Усть-Каменогорского и Семипалатинского
05 Февраль 2017
В день первой подготовительной недели Великого поста Управляющий Усть-Каменогорской и Семипалатинской епархией Преосвященнейший епископ Амфилохий совершил Божественную Литургию святителя Иоанна Златоуста в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы города Усть-Каменогорска. Владыке епископу сослужили: духовник епархии архимандрит Спиридон (Теплухин), благочинный Усть-Каменогорского церковного округа, настоятель Покровского храма иерей Алексий Анищенко, клирик Спасо-Воскресенского кафедрального собора города Семипалатинска протоиерей Михаил Безродний, клирики Покровской церкви иеромонах Иустин (Ларионов) и иерей Роман Подрезов. Диаконский чин возглавил протодиакон Андрей Дудник.
Песнопения Божественной Литургии исполнял академический хор Покровского храма и мужской хор под управлением А. Шагидевича.
За воскресным богослужением молились прихожане Покровского храма, преподаватели и воспитанники приходской воскресной школы, паломники и городских храмов и окрестных населенных пунктов.
На Литургии сугубо поминались все усопшие, пострадавшие в годину гонений за веру Христову, и все от века почившие православные христиане.
На запричастном стихе проповедовал протоиерей Михаил Безродний.
В завершение воскресного богослужения Преосвященнейший Архипастырь с клириками воспел славление святым Новомученикам и Исповедникам Церкви Русской и вознес угодникам Божиим молитву.
По окончании Божественной Литургии епископ Амфилохий поздравил всех собравшихся с праздником и обратился к прихожанам со словами проповеди.
«На пороге Великого поста, этого благодатного путешествия по глубинам покаяния и примирения с Богом, этого сурового странствия по пути воздержания и усиленного делания молитвы, мы слышим притчу Господа нашего Иисуса Христа о мытаре и фарисее (Лк.18:10-14).
Веками слова этой притчи указывали православным христианам на то, как нужно строить свою молитвенную жизнь, какое необходимо иметь сердечное устроение, чтоб молитва наша стала не просто набором красивых и благочестивых клише, а настоящей, животворящей связью грешного человека со Святым Богом. «Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18:14) – говорит нам Спаситель. Мы видим, что грешный и нечистый мытарь, вор и пособник врага в глазах иудеев вышел из Храма оправданным, а фарисей, учитель благочестия и пример для подражания – отошел осужденным от лица Господня.
Суть притчи заключается в том, что не нужны Господу наши земные регалии, звания и достижения, не смотрит Он на лицо человека, а зрит прямо в сердце. Поэтому презренный людьми, но смиренный пред Богом мытарь Ему приятнее, чем гордый от осознания своей праведности и человеческой славы фарисей. Мы стоим у порога Святой Четыредесятницы, где каждый из нас должен пережить спасительное духовное перерождение, обновление – из гордеца стать смиренным. Наше смирение, усиленное молитвами и подвигами воздержания, откроем нам горизонты новой, настоящей духовной жизни во Христе – но для этого сначала нужно принести Господу свое сердце, закаленное и укрепленное подвигами верности Евангелию», - из проповеди епископа Амфилохия.
После проповеди Преосвященннейший Владыка призвал на молящихся Божие благословение и пожелал всем мира и спасения души.
Синаксарь в Неделю о мытаре и фарисее
В настоящий день с Богом начинаем Триодь, которую многие из наших святых и богоносных отцов-поэтов, движимые Святым Духом, прекрасно и подобающим образом составили, наполнив песнями. Первым придумал трипеснец — полагаю, что во образ Святой и Живоначальной Троицы, — великий стихотворец Косьма для Великой седмицы святых Страстей Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, сочинив песни с кратким названием каждого дня в акростихе. После него и иные отцы, особенно Феодор и Иосиф Студиты, следуя его примеру, составили богослужебные последования для других недель Великого поста, — вначале для своей Студийской обители; прежде всего, они написали трипеснцы, а затем, руководствуясь указаниями отцов, составили и выверили и другие богослужебные книги.
Книга эта справедливо именуется Триодью, хотя и не всегда содержит трипеснцы, — ибо она содержит и полные каноны, — но, полагаю, она получила свое название от того, что трипеснцы преобладают в ней, или от трипеснцев Великой недели, которые, как написано выше, появились первыми. Смысл Триоди заключается в том, чтобы целой книгой вкратце напомнить все благодеяния Божии к нам от создания мира: как мы были Им сотворены; как были изгнаны из рая сладости, отвергнув заповедь, данную нам для совершенствования; как были отвержены по зависти первого в злобе змия и врага, низложенного за гордость; как пребывали отлученными от благодати и водимыми диаволом; как Сын и Слово Божие по милосердию Своему принял страдания, приклонив небеса, сойдя и вселившись во утробу Девы, став ради нас Человеком и показав Своей жизнью путь на Небеса — в первую очередь, смирением, постом, отвержением зла и другими делами; как Он принял страдания и воскрес, и снова взошел на Небеса, и ниспослал Духа Святого Своим ученикам и апостолам; и как они начали проповедовать Сына Божия, Бога совершенного; и как божественные апостолы, содействием благодатиПресвятого Духа, своей проповедью собрав всех святых от земли, снова наполнили горний мир — в соответствии с изначальным замыслом Создателя.
Мысль Триоди и в том, что первые три Недели: мытаря и фарисея, блудного сына и Второго Пришествия — задуманы святыми отцами как некое предобучение и поучение, чтобы нам настроиться и приготовиться к духовным подвигам святого поста, оставив скверные греховные навыки.
Прежде всего, в первую подготовительную седмицу, отцы предлагают нам притчу о мытаре и фарисее. Подобно тому как идущие на войну вначале проходят учения под руководством военачальников — чтобы, очистив и отточив оружие и все остальное хорошенько подготовив, устранив все препятствия, тщательно вооружиться для боя и позаботиться обо всем необходимом. Еще до сражения воеводымногократно приводят имбоевые девизы, притчи, рассказы, разжигающие в нихбоевой дух, а всякую леность, боязнь, уныние и прочее зло отгоняющие. Так и божественные отцы предвозвещают грядущую в пост битву с демонами, чтобы нам освободиться от принятых в душу страстей и накопившегося за долгое время яда, а затем постараться приобрести те из добродетелей, которых не имеем, и таким образом, готовыми, во всеоружии приступить к постным подвигам.
Поскольку главное оружие для завоевания добродетели — это покаяние и смирение, а препятствие к достохвальному смирению — гордость и превозношение, то отцы прежде всего предлагают нам для размышления нынешнюю притчу из Божественного Евангелия. Пример фарисея призывает избавиться от страсти гордости и высокомерия, пример мытаря — приобрести противоположные этой страсти покаяние и смирение. Гордыня, надменность — главная и худшая страсть, потому что именно из-за нее ниспал с неба диавол, бывший некогда светлой денницей, а ставший мрачной тьмой. Из-за этой же страсти наш родоначальник Адам был изгнан из райского сада. Таким образом, этими примерами святые учат не превозноситься своими добродетелями, не враждовать на ближнего, но всегда хранить смирение: ибо Господь гордым противится, а смиренным дает благодать. Лучше быть грешником и каяться, чем быть праведником и превозноситься. «Говорю вам, — сказал Господь, — что мытарь пошел оправданным в дом свой более, нежели фарисей». Эта притча призывает не превозноситься никому, хотя бы и был добродетелен, но всегда смиряться и всей душой молиться Богу, хотя бы и впал во глубину зол, — ибо спасение недалеко. Ведь мытарь — это сборщик налогов, который весьма неправедным образом наживал себе богатство. «Фарисей» же означает некто «отделенный или отлученный», и превосходящий других знанием закона. «Саддукей» происходит от слова «саддоик», то есть «праведный», ибо «седек» означает «правда». У древних евреев было три учения: иессеи, фарисеи и саддукеи, которые не верят ни в воскресение, ни в Ангела, ни в Духа.
Мольбами всех Твоих святых песнотворцев, Христе Боже наш, помилуй нас.
Пресс-служба Усть-Каменогорской и Семипалатинской епархии
Епархиальное управление:
E-mail: eustkamenogorsk@bk.ru
Тел: +7 (723-2) 51-44-64
Пресс-секретарь Усть-Каменогорской епархии:
E-mail: press_sluzhba_uk@mail.ru
Канцелярия
Тел: +7 (723-2) 51-36-56
Если у Вас возникли вопросы, пожалуйста, воспользуйтесь формой обратной связи