Московский Патриархат • Православная Церковь Казахстана
Официальный сайт
По благословению Высокопреосвященнейшего Амфилохия, архиепископа Усть-Каменогорского и Семипалатинского
23 Январь 2016
За богослужением молились: сотрудники Усть-Каменогорского епархиального управления, казачество, благотворители Зиновиевской церкви, паломники из близлежащих населённых пунктов, прихожане храмов нашего города.
Проповедь перед Причастием произнёс иерей Вячеслав Гутов. Литургия завершилась славлением празднику Богоявления и священномученику Зиновию, по окончании которого епископ Амфилохий обратился к собравшимся с проповедью.
«В Православной Церкви есть множество святых, пострадавших за Христа, которых мы называем мучениками. Однако слово «мученик», которое по-гречески звучит как «мартис» дословно означает «свидетель». Древние христианские писатели, говоря о мучениках, делали акцент не на перенесении страданий. Подлинной ценностью была готовность человека претерпеть боль и саму смерть ради Христа. Мученики для ранних христиан — это, прежде всего, исповедники веры — борцы за веру. Мученик — это не пассивный страдалец, а проповедник Евангелия, продолжатель дела апостолов.
Сегодня мы чтим память священномученика Зиновия, который стал таким продолжателем служения. Безбожники, предавая его смерти, надеялись, что память о нем исчезнет, как и память о Христе, О Церкви… Но что мы видим – прошли годы, и на месте пастырского служения отца Зиновия высится православный храм, освященный в его честь и память. Святая Христова Церковь, а вместе с ней и Рудный Алтай, Усть-Каменогорск и Согра теперь имеют небесного покровителя и заступника, святого новомученика. Священномученик Зиновий свидетельствовал о Христе своими словами и делами, своей жизнью и смертью, и ныне мы прославляем его и молимся ему, потому что живем и служим Господу на земле, освященной его кровью, его подвигом верности и любви» - из проповеди епископа Амфилохия.
По окончании праздничного Богослужения Преосвященнейший Архипастырь поздравил духовенство и мирян с днём памяти небесного покровителя Усть-Каменогорска и земли Восточного Казахстана и пожелал всем мира и спасения души.
Справка: Жизнеописание священномученика Зиновия Сутормина, пресвитера Усть-Каменогорского (†23 января 1920 г.)
До принятия священного сана Зиновий Евстафьевич Сутормин служил полковым фельдшером в Сибирском казачьем войске. В свидетельстве о Крещении Надежды Суторминой, одной из его дочерей, записано «старший медицинский фельдшер 3-го военного отдела Сибирского казачьего войска». Крёстным девочки стал начальник Киргизской духовной миссии архимандрит Сергий – дядя крещаемой по матери.
Он же, став епископом, (еп. Сергий Петров) управлял Омской и Семипалатинской епархией с 1901 по 1903 годы), рукоположил Зиновия Сутормина во диакона. Диаконом отец Зиновий служил в Воскресенском соборе г. Семипалатинска.
Согласно сведениям, напечатанным в Омских епархиальных ведомостях (журнал № 16 от 1911 года) «11 июля 1911 года диакон-псаломщик градосемипалатинской Воскресенской церкви Зиновий Сутормин рукоположен во священника к церкви села Верх-Ульбинского Змеиногородского уезда». Село Верх-Ульбинское иначе называлось Согра и относилось к Усть-Каменогорскому тридцатому благочинию (ныне район Согра находится в черте г. Усть-Каменогорска). Там прошло основное время священнического служения отца Зиновия.
В этом селе он, как настоятель, руководил окончанием строительства каменного храма во имя святителя и чудотворца Николая. Омские епархиальные ведомости (журнал № 19 от 1913 года) сообщают, что освящение этого храма состоялось 30 июня 1913 года. Верующих собралось около полутора тысяч человек. Отмечается Ведомостями и особое усердие настоятеля.
В начале 30-х годов XX века, по указанию гос.администрации, Никольский храм был переоборудован под школу. Позже в нём размещались другие организации.
В 70-х годах к зданию были сделаны пристройки. Летом 2000 года остатки храма были разрушены.
Бывшие прихожане храма вспоминали, что к отцу Зиновию часто обращались за медицинской помощью, в которой он, как человек, имевший соответствующее образование, никому и никогда не отказывал.
В 1912 году умерла супруга о. Зиновия. Его старшая дочь на тот момент была уже взрослой, а четверых младших детей батюшка воспитывал сам.
В 1919 году, желая помочь многодетному священнику, служившему в селе Георгиевка (ныне Восточно-Казахстанской области), святой Зиновий принял настоятельство на его бедном приходе. В то время старшие дети батюшки уже жили самостоятельно, а у него на руках было двое несовершеннолетних – дочь Александра и сын Степан.
В январе 1920 года о. Зиновий гостил с детьми у старшего сына Ивана, который был женат и жил в селе Шемонаиха под Усть-Каменогорском. Его супруга работала учительницей в местной школе.
Шла гражданская война. По воспоминаниям младшей дочери батюшки Александры Зиновьевны Ерминой – 23 января село было занято отрядом красноармейцев. Все, кто, по мнению большевиков, являлись врагами революции, были арестованы и приговорены к расстрелу. Этой участи не избежал и отец Зиновий. Святого арестовали только за то, что он – священник. Также были арестованы и родственники «врагов». Александры Зиновьевны не было в это время дома, и ей удалось избежать ареста. Она со стороны наблюдала за происходящим. Отец Зиновий был в числе приговоренных к смертной казни, а брат Степан и жена брата Ивана с грудным ребенком на руках – в числе родственников приговоренных. Тех, кого арестовали, но не приговорили к смерти, заперли в хлеву, а тех, на ком должно было совершиться революционное «правосудие» повели за село расстреливать. В это время десятилетнему Степану удалось бежать из хлева. Позже он жил в Усть-Каменогорске, работал пожарником. Александра Зиновьевна видела, как на следующий день в неизвестном направлении уводили тех, кто накануне был заперт в сарае. В их числе и супруга Ивана Зиновьевича с их ребенком. Куда их увезли, и что стало с ними в дальнейшем – неизвестно. Также неизвестно, где в это время находился Иван Зиновьевич и какова его дальнейшая судьба. Однако в архиве г. Семипалатинска хранятся сведения о том, что в 30-е годы в Семипалатинске служил некий священник И. Сутормин.
В середине 20-х годов одна из дочерей отца Зиновия – Надежда Зиновьевна Кускова проезжала через Шемонаиху на конной повозке. Возничий вдруг заплакал и поведал ей страшную историю о том, как на этом месте, он «хорошего человека топором зарубил». Оказалось, что в тот день, в двадцатом году, когда разыгралась трагедия в Шемонаихе, он вез приговоренных к месту их казни. Он знал отца Зиновия и даже, по его словам, хорошо к нему относился. Большевики решили начать расстрел со священника. Ему приказали сесть на пень от дерева и снять сапоги. Далее – предполагались издевательства и лишь затем – смерть. По словам возничего, для того, чтобы «избавить хорошего человека от издевательств», он, опередив красноармейцев, выхватил топор, лежавший у него здесь же, в повозке, и отрубил отцу Зиновию голову, когда тот снимал по приказу своих убийц, сапоги.
Похоронен был священномученик Зиновий в братской могиле в бору под Шемонаихой. Местонахождение этой могилы до сих пор неизвестно.
Пресс-служба Усть-Каменогорской и Семипалатинской епархии
Епархиальное управление:
E-mail: eustkamenogorsk@bk.ru
Тел: +7 (723-2) 51-44-64
Пресс-секретарь Усть-Каменогорской епархии:
E-mail: press_sluzhba_uk@mail.ru
Канцелярия
Тел: +7 (723-2) 51-36-56
Если у Вас возникли вопросы, пожалуйста, воспользуйтесь формой обратной связи