Московский Патриархат • Православная Церковь Казахстана
Официальный сайт
По благословению Высокопреосвященнейшего Амфилохия, архиепископа Усть-Каменогорского и Семипалатинского
Ее появлению в наших краях мы обязаны генерал-майору Ивану Михайловичу Лихареву, который в 1720 г. по указу Петра I был командирован из Санкт-Петербурга в Сибирь с приказанием построить Устькаменогорскую крепость. Снарядив флотилию в Тобольске и добравшись до Абалака, Лихарев попросил местное духовенство принести на корабль многочтимую Абалакскую икону Божией Матери «Знамение», чтобы отслужить перед ней напутственный молебен. Вдруг во время чтения Евангелия все суда без человеческой помощи неожиданно снялись с якорей и, движимые всемогущей силою, поплыли против течения, вверх по Иртышу. А дойдя до крепости Семипалатной, вопреки всем законам физики, остановились. И никто не смог их сдвинуть с места, пока кто-то не догадался, что это знак свыше — оставить икону в крепостной Антонио-Феодосиевской церкви.
Согласно преданию, в 1740 г. главная святыня Семипалатинского форта загадочным образом исчезает из храма. Ее обнаружил один татарин, поехавший в лес за дровами. Когда он понял, что заблудился, то взмолился к Всевышнему и тут же заприметил в кромешной мгле спасительный огонек и пошел на него. Подойдя ближе, увидел величественный тополь, а на нем Святую икону и горящую свечу перед ней. Опознав местность, он благополучно возвратился домой и зашел к «русскому мулле» (священнику) рассказать об увиденном. Тотчас же священнослужитель, взяв с собой несколько прихожан из числа казаков, отправился на то место, которое указал татарин. Там все увидели икону, которая не так давно при загадочных обстоятельствах исчезла из храма. Попытались снять ее с дерева, однако никто не смог это сделать, так как огонь свечи обжигал руки. Тогда татарин омочил руки в ключе, который бил рядом, снял свой аракчин и поднял святую икону, которая была возвращена на прежнее место в храм.
В 1767 г. Семипалатинскую крепость переносят на новое место, выше по Иртышу на 16 верст, туда, где находится нынешний г. Семипалатинск. В 1782 г. крепость была переименована в уездный город Семипалатинск, туда же был перенесен чудотворный образ в воздвигаемый Знаменский собор. Икона стала главной святыней храма и нашла свое место в нижнем ряду иконостаса главного предела, слева от царских врат.
Огромное количество людей - православных паломников стремилось на поклонение чудотворной иконе. Исторические источники того времени отмечают, что в Знаменском соборе в приделе, освященном во имя святых преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, хранилась еще одна Абалакская икона Божией Матери такого же размера и вида, как чудотворный список. Этот список, а иногда и подлинный список с Абалакской иконы носили по городам и весям Прииртышья вплоть до г. Омска.
Святой Ключ
Долгое время место, где совершилось столь дивное обретение иконы Божией Матери на Святом Ключе, оставалось диким и неустроенным. Лишь в 40-х годах XIX в. усердием боголюбцев местность начала обустраиваться. Так, в 1855 г. в благодарность Господу Богу и Царице Небесной за исцеление от продолжительной глазной болезни водой со святого источника один из военных чиновников – Свидерский с разрешения Высокопреосвященного Георгия, архиепископа Тобольского, бывшего в 1846 г. в Семипалатинске, устроил навес, где были поставлены святые иконы и между ними, разумеется, копия Абалакской-Семипалатинской иконы Божией Матери «Знамение». Там же хранилась специальная тетрадь, в которую заносились свидетельства о чудесных исцелениях, полученных на Святом Ключе. К сожалению, в 70-х годах XIX в. во время сильного пожара часовня-навес и все, что в ней находилось, сгорело.
В 1870 г. Преосвященным Платоном, епископом Томским и Семипалатинским, было разрешено устроить близ Святого Ключа небольшую каменную часовню с алтарем известному семипалатинскому благотворителю, купцу Фёдору Петровичу Плещееву. После строительства этого храма-часовни стало возможным в летнее время совершать на Святом Ключе Божественную Литургию.
В 1885 г. вместо сгоревшего навеса павлодарский купец Артемий Иванович Деров построил над Святым Ключом очень изящную деревянную часовню. Примерно в это же время были выстроены деревянные строения (бараки) для размещения приезжих богомольцев около Святого Ключа и домик для сторожа. Все это было построено на частные средства, усердием почитателей Божией Матери и этого святого места.
Святой Ключ постоянно притягивал к себе богомольцев, летом здесь ежедневно бывало до сотни человек. Но в один из дней середины лета число паломников увеличивалось многократно, а именно 8 июля (21 июля - по новому стилю), в день празднования Явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579), ежегодно из Знаменского собора Семипалатинска на Святой Ключ совершался многочисленный крестный ход. Верующие с молитвенным благоговением в числе прочих икон несли и чудотворную икону Пресвятой Богородицы «Знамение» Абалакскую-Семипалатинскую.
Под покровительством монахинь
Святой Ключ становится своеобразным центром духовной жизни Семипалатинска. Божия Матерь возжелала, чтобы на месте явления Ее чудотворного образа началась праведная христианская девственная жизнь.
В 1902 г. женская община, образованная при Центральном стане Киргизской Духовной миссии, из Заречной слободы переселилась на Святой Ключ, а в 1912 году по решению Святейшего Правительствующего Синода община была преобразована в Свято-Ключевский Знаменский женский общежительный монастырь, в котором к тому времени числилось монахинь и послушниц уже более 80 человек.
При монастыре действовал приют для девочек, куда принимали брошенных или бездомных детей всех национальностей. В церковно-приходской школе их обучали грамоте, рукоделию и ведению домашнего хозяйства. По достижении 19-летнего возраста им предоставлялось право: либо остаться в монастыре, либо выйти замуж и создать семью.
Те несколько лет, которые существовал женский православный монастырь, явились годами подлинного расцвета этого святого места. Было заведено крепкое монастырское хозяйство - сестры святой обители, не покладая рук, трудились в поле, своими силами сеяли хлеб, мололи муку, выделывали холсты и одеяла, шили одежду, вышивали церковные облачения, следили за укреплением зыбкого берега Иртыша.
Совершенно новая жизнь ждала Свято-Ключевскую обитель после наступления кровавых революционных событий. Предание гласит, что незадолго до закрытия монастыря, в одну из ночей, инокиня, дежурившая в обители, увидела, что монастырский храм весь изнутри озарен светом. Думая, что начался пожар, она разбудила всех сестер, и они во главе с настоятельницей игуменьей Екатериной (Иванюк), с волнением вбежали в храм. Пожара не было, но от чтимой монахинями копии с Абалакской-Семипалатинской иконы Пресвятой Богородицы «Знамение» бил яркий луч света, освещая собой всю церковь. Пораженные сестры замерли у порога, не зная, как понимать такое явление, лишь многоопытная мать-игуменья сказала: «Готовьтесь, сестры, скоро нас, наверное, закроют».
В марте 1921 г. монастырь официально упразднили и в дальнейшем разорили. Настоятельница монастыря игуменья Екатерина (Иванюк) была арестована и сослана на тюремное заключение в Среднюю Азию. Дальнейшая ее судьба неизвестна.
Храмовое имущество, в том числе и копию Абалакской-Семипалатинской иконы Божией Матери, от которой было знамение перед закрытием монастыря, было решено передать Воскресенскому храму г. Семипалатинска.
Так в Воскресенском храме появилась икона, которой надлежало взять на себя преемство чтимого списка Абалакского образа Пресвятой Богородицы.
Трагична судьба самого чудотворного образа Царицы Небесной. Хранившийся в Знаменском соборе он пережил судьбу этого храма. Во время компании по изъятию церковных ценностей православные верующие уберегли чудотворный образ от поругания - риза осталась на иконе, а взамен верующие собрали такое же количество драгоценностей, какое было на сребропозлащенной ризе. Но не смогли уберечь святыню от еретиков-обновленцев, которые ее ограбили, выдав тем свою корыстолюбивую сущность! В дальнейшем следы подлинной Абалакской-Семипалатинской чудотворной иконы Царицы Небесной теряются.
В годы безбожной власти память о Святом Ключе пытались вытравить из памяти народной, то переименовывая его в «Красный ключ», то засыпая мусором, но верующие никогда не забывали это святое место. Святой Ключ всегда был и до сих пор остается местом паломничества людей.
Возрождение духовной жизни
В начале 90-х годов XX в. количество людей, посещающих Святой Ключ, стало заметно увеличиваться, что было связано с началом возрождения Православной Церкви в Казахстане. Начался новый этап подлинно церковного почитания иконы Божией Матери «Знамение» Абалакской-Семипалатинской.
В 1994 г. бывшее здание Киргизской Духовной миссии возвращено Русской Православной Церкви. С 1997 года здесь располагается Знаменский Петро-Павловский женский монастырь – приемник духовных традиций Свято-Ключевского Знаменского женского монастыря, сестричество которого зародилось в рамках Киргизской Духовной миссии.
С 2003 г. началось облагораживание местности вокруг Святого источника: территория расчищена от мусора и дикой поросли, сооружен удобный лестничный спуск, возведена небольшая часовня-навес над Святым Ключом, обустроена купель для омовения верующих.
21 июля 2012 г. Преосвященнейшим Амфилохием, епископом Усть-Каменогорским и Семипалатинским, в сослужении всего духовенства епархии и при большом стечении молящихся была совершена первая Божественная Литургия, положившая начало возрождению литургической жизни на этом святом месте.
С 2014 г. богослужения совершаются под специально устроенной металлической сенью, возведенной трудами благочинного Семипалатинского церковного округа митрофорного протоиерея Феодора Проскурина. Ежегодно, 21 июля, здесь совершается праздничная служба. На Святой Ключ приезжают не только православные, но и представители иных конфессий.
2018 год для земли Рудного Алтая ознаменован юбилейным торжеством – 300-летием со дня основания города Семипалатинска. По благословению епископа Усть-Каменогорского и Семипалатинского Амфилохия, трудами Президента Благотворительного фонда «Энергия Жизни» Александра Васильевича Холдина «мера в меру» была воссоздана икона Божией Матери «Знамение» Абалакская-Семипалатинская в иконописной школе при Тобольской Духовной семинарии. Заведующий – иерей Виталий Ведерников, иконописец - Горетонцев Константин. Освящена в Свято-Знаменском Абалакском мужском монастыре г. Тобольска наместником-игуменом Серафимом (Красновым). Риза изготовлена в ювелирной студии MDG г. Владимира, руководитель Козин Кирилл Андреевич.
Епархиальное управление:
E-mail: eustkamenogorsk@bk.ru
Тел: +7 (723-2) 51-44-64
Пресс-секретарь Усть-Каменогорской епархии:
E-mail: press_sluzhba_uk@mail.ru
Канцелярия
Тел: +7 (723-2) 51-36-56
Если у Вас возникли вопросы, пожалуйста, воспользуйтесь формой обратной связи