Московский Патриархат • Православная Церковь Казахстана
Официальный сайт
По благословению Высокопреосвященнейшего Амфилохия, архиепископа Усть-Каменогорского и Семипалатинского
26 Февраль 2017
В воскресный день Недели сыропустной Преосвященнейший епископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский Амфилохий возглавил служение Божественной Литургии святителя Иоанна Златоуста в кафедральном соборе святого апостола Андрея Первозванного города Усть-Каменогорска. Архипастырю сослужили: духовник епархии архимандрит Спиридон (Теплухин), ключарь собора иеромонах Никодим (Авдеев), клирик собора иерей Константин Дьяков, иеромонах Евгений (Щеглов), протодиаконы Георгий Засыпкин и Андрей Дудник, иеродиакон Мефодий (Шевчук), диакон Алексий Горбунов.
Песнопения Недели сыропустной и Божественной Литургии исполняли хор Андреевского собора (регент – В. Федорова) и мужской хор под управлением А. Шагидевича. За Богослужением молились насельники Свято-Троицкого мужского монастыря, сотрудники епархиального управления, преподаватели и воспитанники Центральной воскресной школы города Усть-Каменогорска, прихожане кафедрального собора.
На запричастном стихе ключарем собора было оглашено Послание митрополита Астанайского и Казахстанского Александра перед началом Великого поста.
В завершение воскресного богослужения Владыка епископ Амфилохий обратился к духовенству и прихожанам со словами проповеди.
«Исполнилось время, пришел тот час, когда каждый из нас стоит пред Всемогущим Богом, нашим Отцом, и каждый должен дать всего лишь один ответ – простил ли я всех тех, кто мне докучал, кто меня оскорбил, или обидел? Почему это так важно? Потому что любое серьезное духовное делание, а особенно духовная жизнь в период Великого поста должна, как на фундаменте, как на непоколебимом основании, стоять на милосердии и терпении. Нельзя угодить Богу, имея гордое и жестокое сердце. Вспомним слова Иоанна Богослова: «Кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза» (1Ин. 2:11). И далее апостол Любви говорит: «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей» (1Ин. 3:15). И последние слова, которые должны сподвигнуть нас к прощению и примирению звучат так: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1Ин. 4:20). Отсюда мы видим, что наша любовь к Богу определяется нашим отношением к ближнему. Если мы имеем такую любовь, то, помня о Божией любви и Божием долготерпении, со смиренным и радостным сердцем все простим всякому обидчику – в этом суть христианского прощения, этим мы сокрушим козни врага христиан, этим мы примиримся с Богом.
Воистину, нельзя брать на себя какой-либо подвиг ради спасения души, не подготовив к нему душу, не очистив сердце. Чистое сердце просвещается Господом (ср. Мф. 5:8). К чистоте и святости мы призваны, новый Израиль, люди, носящие христианское имя и знамение креста, как святыню и символ нашей веры, нашего упования, нашего спасения. Пусть сегодня погибнут и прекратятся все наши ссоры и дрязги, все недомолвки и взаимная злоба, потому что вся Церковь готовится принести плоды духовных трудов, молитвы и милостыни к престолу Воскресшего Господа. Это наш путь – встретить Победителя смерти в чистоте сердца, святости души и со словами благодарения и прославления на устах», - из проповеди епископа Амфилохия.
По сложившейся церковной традиции, вечером Прощеного воскресения в Свято-Андреевском кафедральном соборе будет совершена великая вечерня с чином прощения, знаменующая собой начало Святой Четыредесятницы. В Богослужении примут участие городское духовенство и прихожане приходов Усть-Каменогорска и окрестных населенных пунктов. Начало богослужения – в 17:00.
Синаксарь в Неделю сыропустную. В этот день мы творим воспоминание изгнания первозданного Адама из рая сладости, которое наши божественные отцы установили прежде (начала) святой Четыредесятницы, показывая этим, насколько полезно человеческому естеству лекарство поста и насколько, напротив, отвратительны последствия сластолюбия и непослушания. Итак, отцы, составив повествования относительно случившегося в мире из-за этих страстей, как бесчисленные, представляют нам первозданного Адама, ясно показывая, насколько жестоко он пострадал оттого, что не постился, привнеся тем смерть в наше естество, и как он не сохранил первой святой Божией заповеди людям — о посте и, послушавшись чрева, а вернее, коварного змия через Еву, не только не стал богом, но и навлек смерть, и принес погибель всему роду человеческому. Преступив заповедь Божию, Адам оделся в смертную плоть, был проклят и изгнан из рая; и повелено было, чтобы огненный меч охранял его вход. Адам же, сидя напротив рая, плакал о том, скольких благ лишился из-за того, что не постился в свое время. И в его лице весь человеческий род подвергся проклятию, пока Создатель наш, пожалев наше естество, погубленное сатаною, не возвел нас снова в первозданное достоинство, родившись от Святой Девы и безгрешно пожив, показав нам путь через противоположное тому что сделал Адам, то есть пост и смирение, и победив прельстившего нас хитростью. Итак, поскольку мы столь сильно пострадали из-за того, что Адам однажды не сохранил поста, то предлагается воспоминание об этом теперь, на пороге святой Четыредесятницы, чтобы, памятуя, какое зло принесло невоздержание, мы постарались с радостью начать пост и соблюдать его. Потому что через пост мы получим то, чего не достиг Адам [то есть обожения], плача, постясь и смиряясь, пока не посетит нас Бог, — ведь без этого трудно получить то, что потеряли.
Да будет же известно, что сия святая и Великая Четыредесятница — десятина от всего года. Поскольку мы по лености не хотим постоянно поститься и избегать зла, то апостолы и божественные отцы дали ее нам как некое плодоносное для души время, чтобы всё, сколько за весь год мы сделали безрассудного, теперь очистить сокрушением и смирением в посте. И это пост мы должны тщательно соблюдать, как передали нам святые апостолы, почтив его особо из-за святых Страстей и из-за того, что Христос постился 40 дней и прославился; и Моисей 40 дней постился, чтобы принять закон; также и Илия, и Даниил, и все, которые прославлены у Бога. И Адам доказывает от противного, что пост — это благо. По этой причине Адамово изгнание и помещено здесь святыми отцами.
Пресс-служба Усть-Каменогорской и Семипалатинской епархии
Епархиальное управление:
E-mail: eustkamenogorsk@bk.ru
Тел: +7 (723-2) 51-44-64
Пресс-секретарь Усть-Каменогорской епархии:
E-mail: press_sluzhba_uk@mail.ru
Канцелярия
Тел: +7 (723-2) 51-36-56
Если у Вас возникли вопросы, пожалуйста, воспользуйтесь формой обратной связи