Московский Патриархат • Православная Церковь Казахстана
Официальный сайт
По благословению Высокопреосвященнейшего Амфилохия, архиепископа Усть-Каменогорского и Семипалатинского
12 Февраль 2017
Преосвященнейший епископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский Амфилохий посетил с Архипастырским визитом приход в честь Трех Святителей поселка Глубокое, где в день храмового праздника возглавил служение Божественной Литургии святителя Иоанна Златоуста.
Владыке епископу сослужили: благочинный Усть-Каменогорского церковного округа иерей Алексий Анищенко, настоятель храма иерей Константин Акентьев, протодиакон Андрей Дудник, иеродиакон Мефодий (Шевчук).
Песнопения Божественной Литургии исполнял хор Покровского храма города Усть-Каменогорска под управлением Анны Король. За Богослужением молились прихожане Трёхсвятительского храма, паломники из Андреевского кафедрального собора, прочих городских храмов и окрестных населенных пунктов.
На запричастном стихе проповедовал священник Константин Акентьев.
Праздничное богослужение завершилось славлением святым Вселенским учителям, после которого епископ Амфилохий вознес святителям Христовым молитву.
По окончании Божественной Литургии Преосвященнейший Владыка поздравил духовенство и прихожан с престольным праздником и обратился ко всем молящимся со словами проповеди.
«Церковь Христова стоит ныне на пороге великого пути, пройти который предстоит каждому из нас – это путь Великого поста, спасительное покаянное шествование Святой Четыредесятницы. И сегодня Господь в Евангелии открыл Своим ученикам и последователям главный смысл духовной жизни и служения Отцу Небесному «в духе и истине» (Ин.4:23) – покаяние. Именно через него падший и заблудший человек может примириться и вновь соединиться с Творцом, из грешного раба вновь стать возлюбленным сыном Божиим. Притча Господа Иисуса Христа о блудном сыне (Лк.15:11-31), который бездарно растратил все, что имел, но, надеясь на прощение, вернулся к любящему отцу – это образ взаимоотношений человека и Бога. Человек, не знающий Бога, или забывший Его, находится «в дальней стороне» (Лк. 15:13). Но когда просыпается его совесть, и он ужасается своему состоянию, то спешит забывший Бога в спасительные объятия Отца.
Сегодня мы должны вспомнить о покаянии, ведь нам предстоит путь обновления, который закончится светлым праздником Воскресения Христова. Истинно и верно то, что только тот, кто помнит об Отце, сможет понять и прочувствовать сердцем и святыню поста, и радость победы Господа Иисуса над смертью. Пусть эта радость наша будет совершенна (ср. Ин. 15:11), и для этого уже сейчас, с этого дня и этого момента, начнем готовить себя к покаянию, укрепляясь грядущим воссиять всему миру светом Воскресения Христова» - из проповеди епископа Амфилохия.
В завершение проповеди Владыка Амфилохий передал в дар храму Почаевский образ Пресвятой Богородицы. Праздничное богослужение окончилось братской трапезой, организованной настоятелем и прихожанами храма во имя Трех Святителей.
Справка: Три Святителя жили в IV-V веках, на перекрестке двух культур – античной и византийской, и стояли в центре великой мировоззренческой трансформации, которая происходила на территории всей Римской империи. Они стали свидетелями решающего для судеб христианства IV века момента столкновения языческой и христианской традиций, и наступления новой эпохи, завершившей духовные искания позднеантичного общества. Это была эпоха всеобщего мировоззренческого беспорядка и крайностей, обусловленных поиском нового духовного идеала в восточных мистических культах орфиков, митраистов, халдеев, сиббилистов, гностиков, в чистой умозрительной неоплатонической философии, в религии гедонизма - плотского наслаждения без границ – каждый избирал свой путь. Это была эпоха, во многом схожая с современной.
Именно в такое непростое время пришлось проповедовать Трем Святителям религию самоотвержения, аскезы и высокой нравственности, принимать участие в решении вопроса о Святой Троице и борьбе с ересями IV века, толковать Священное Писания и произносить пламенные речи на памяти мучеников и церковные праздники, активно заниматься общественной деятельностью, возглавлять епископские кафедры Византийской империи. До сегодняшнего дня Православная Церковь служит Литургии, сердцевины которых – анафоры (Евхаристический канон) составлены Иоанном Златоустом и Василием Великим. Молитвы, которыми молились Василий Великий и Иоанн Златоуст, мы читаем на утреннем и вечернем правиле. Все трое стояли у истоков новой литературной традиции, участвовали в поиске нового поэтического образа. Позднейшие писатели нередко черпали образы из их произведений. Так, строки первого ирмоса Рождественского канона Космы Маиумского (VIII век) «Христос раждается, славите. Христос с небес, срящите. Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви, вся земля» заимствованы из проповеди Григория Богослова на Богоявление.
Жизнь и творения Трех Святителей помогают понять, как происходило взаимодействие античного наследия c христианской верой в сознании интеллектуальной элиты римского общества, как закладывались основы единения веры и разума, науки, образованности, не противоречащего подлинному благочестию. Ни в коем случае не отрицали святители светской культуры, но призывали изучать ее, «уподобляясь пчелам», которые садятся не на все цветы равно, и с тех, на которые нападут, не все стараются унести, но, взяв, что пригодно на их дело, прочее оставляют нетронутым». (Василий Великий. «О том, как пользоваться языческими сочинениями»).
Пресс-служба Усть-Каменогорской и Семипалатинской епархии
Епархиальное управление:
E-mail: eustkamenogorsk@bk.ru
Тел: +7 (723-2) 51-44-64
Пресс-секретарь Усть-Каменогорской епархии:
E-mail: press_sluzhba_uk@mail.ru
Канцелярия
Тел: +7 (723-2) 51-36-56
Если у Вас возникли вопросы, пожалуйста, воспользуйтесь формой обратной связи