Московский Патриархат • Православная Церковь Казахстана
Официальный сайт
По благословению Высокопреосвященнейшего Амфилохия, архиепископа Усть-Каменогорского и Семипалатинского
28 Февраль 2016
Преосвященнейший епископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский Амфилохий совершил Божеcтвенную Литургию святителя Иоанна Златоуста в кафедральном соборе Воскресения Господня города Семипалатинска. Архипастырю сослужили: клирик Воскресенского собора протоиерей Михаил Безродний, духовник Знаменско-Абалацкого женского монастыря игумен Аникита (Макаров), руководитель молодежного отдела епархии иерей Вячеслав Гутов, духовенство Семипалатинского благочиния. Диаконский чин возглавил протодиакон Андрей Дудник.
За богослужением молились: благочинный Семипалатинского церковного округа протоиерей Феодор Проскурин, и.о. настоятельницы Знаменского монастыря монахиня Марионилла (Помельникова) с сестрами Знаменской обители, представители семипалатинского казачества, воспитанники воскресной школы, сотрудники Воскресенского храма и многочисленные прихожане.
Перед причастием мирян проповедовал священник Вячеслав Гутов.
В дар Кафедральному собору Преосвященный владыка преподнес напрестольный крест, точную копию креста ХVIII века. В завершение богослужения владыка Амфилохий поздравил всех собравшихся с праздником воскресного дня и обратился к народу Божию со словами проповеди. «Отеческия славы Твоея удалихся безумно, в злых расточив еже ми предал еси богатство. Темже Ти блуднаго глас приношу: согреших пред Тобою, Отче щедрый, приими мя кающася и сотвори мя яко единаго от наемник Твоих» - так звучит кондак сегодняшнего воскресного дня, когда Церковь воспоминает евангельскую притчу Господа нашего Иисуса Христа о блудном сыне. И не злоба, не мстительная радость о потерявшем все неразумном сыне звучит в песнопениях. Нет, главный богослужебный мотив сегодняшнего дня – это раскаяние блудного сына и великая всепрощающая любовь отца. В этой притче каждый узнает самого себя, когда мы, по горделивости своей, заменив добродетели пороками, растеряем все дары Божией благодати, ослабеем, впадем в уныние – и вспомним наконец, что есть у нас любящий Отец, ждущий от нас покаяния, чтоб Своею любовью очистить и обновить растленную грехами человеческую душу. Если слаб ты и отягощен грехами, если вместо светлой радости о Христе исполнен ты уныния – вспомни великое покаяние блудного сына, вспомни великую любовь отца, и из этого воспоминания, из этой притчи черпай силы для изменения своего сердца. Грядет святой и Великий пост, скорбное время покаяния, но скорбь эта благая, ибо не тьма кромешная ждет нас в конце поста, но поправший смерть Христос, Который примет нас, как принял отец заблудшего сына, и просветит нас радостным светом Воскресения Своего» - из проповеди епископа Амфилохия.
После проповеди Преосвященнейший Архипастырь преподал всем Божие благословение и пожелал мира и спасения души.
Справка: евангельская притча о блудном сыне (Лк. 15, 11, 32), показывает нам пример неисчерпаемого милосердия Божия ко всем грешникам, которые с искренним раскаянием обращаются к Богу, в этом случае благодать исходит к ним в сретение, лобызает их, украшает и помогает им в достижении своего спасения.
Церковь учит, что истинная полнота и радость жизни заключается в благодатном союзе с Богом и постоянном общении с Ним. Удаление от этого общения служит, напротив, источником всевозможных бедствий и унижений.
Таким образом, показав в Неделю о мытаре и фарисее истинное начало покаяния, Церковь теперь раскрывает всю силу его: при условии истинного смирения и раскаяния со стороны человека-грешника для милосердия Божия возможно прощение самых тяжких грехов. И потому ни один грешник в дни приближения времени покаяния не должен отчаиваться в благодатней помощи и помиловании Отца Небесного.
О подготовительных неделях Великого поста.
Святую Четыредесятницу предваряют четыре подготовительные Недели, а именно: о мытаре и фарисее, о блудном сыне, мясопустная, и сыропустная, или Масленица.
В продолжение подготовительных недель Церковь приучает верующих к подвигу поста постепенным введением воздержания: после сплошной седмицы она восстанавливает пост в среду и пятницу, затем возводит христиан на высшую ступень подготовительного воздержания запрещением вкушать мясную пищу и дозволением употреблять лишь сырную.
Такое особое приготовление к Великому посту является древним установлением Церкви. Так, знаменитые проповедники IV века: святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский и другие - оставили нам беседы и слова, сказанные ими относительно поста, еще не наступившего, а только ожидаемого. В частности, у них находим беседы, произнесенные в каждую из названных подготовительных недель.
Каноны и многие песнопения, в которых раскрывается значение подготовительных недель, также относятся к древности. В VIII-IX веке преподобные Феодор и Иосиф Студиты составили службы на Недели блудного сына, мясопустную и сыропустную, а в IX веке Георгий, митрополит Никомидийский, - канон на Неделю мытаря и фарисея.
Приготовляя верующих к святой Четыредесятнице, Церковь в своих службах, по ее собственному выражению, поступает как вождь, ободряющий мудрым и благовременным словом своих воинов на брань. Поэтому в приготовительных службах она не забывает сказать все то, что может расположить верующих к посту, покаянию и духовному подвигу. В своих священных воспоминаниях она восходит и к первым дням мира и человека, к блаженному состоянию прародителей и их падению, чтобы показать начало греха и пробудить сокрушение о грехах, и ко времени пришествия на землю Сына Божия для спасение человека, чтобы обратить нас к Богу.
Для пробуждения чувства покаяния и сокрушения о грехах Церковь уже в приготовительные недели начинает петь на утрени перед каноном умилительные тропари: Покаяния отверзи ми двери… На спасение стези настави мя, Богородице… Множество содеянных мною лютых….
С другой стороны, для той же цели, как бы сближая 70-дневный период великопостной Триоди с 70-летним пребыванием Израиля в плену Вавилонском, Церковь в некоторые приготовительные недели оплакивает духовный плен нового Израиля пением 138 псалма: На реках Вавилонских….
Пресс-служба Усть-Каменогорской и Семипалатинской епархии
Епархиальное управление:
E-mail: eustkamenogorsk@bk.ru
Тел: +7 (723-2) 51-44-64
Пресс-секретарь Усть-Каменогорской епархии:
E-mail: press_sluzhba_uk@mail.ru
Канцелярия
Тел: +7 (723-2) 51-36-56
Если у Вас возникли вопросы, пожалуйста, воспользуйтесь формой обратной связи