Московский Патриархат • Православная Церковь Казахстана

Усть-каменогорская и Семипалатинская епархия

 Официальный сайт

По благословению Преосвященнейшего Амфилохия, епископа Усть-Каменогорского и Семипалатинского

  • 0
История Святого Ключа начинается с чудесного явления Семипалатинско-Абалацкой иконы Пресвятой Девы в далеком 1719 году, когда из Тобольска вверх по Иртышу отправилась экспедиция под руководством гвардии майора Ивана Лихарева, ставившая своей целью исследование устья практически неизвестной в то время реки, закладку и обустройство прииртышских крепостей для защиты дальних рубежей Российской империи от джунгарских набегов. Будучи человеком верующим и сознавая, какие опасности могут его подстерегать в дальнейшем пути, Лихарев, добравшись до Абалацкого монастыря, под Тобольском, просил местное духовенство отслужить на его кораблях напутственный молебен пред чтимым образом Абалацкой Божией Матери. Для этого на его суда внесли список с чудотворного образа, который обычно носили по окрестным селениям. Но лишь священник произнес начало Евангельского чтения, положенного на молебном пении в честь Пресвятой Богородицы: во дни оны, воставши Марiамь и иде въ горняя (Лк. 1, 39.)… как все суда Лихарева невидимо всемогущею силою Божиею снялись с якорей и совершенно без всякой человеческой помощи поплыли вверх по Иртышу, и доныне, отличающемуся очень быстрым течением…


Все бывшие на судах были поражены столь явно совершившимся чудом!… Они с глубокой верою и горячею молитвою в душе и на устах предались воли Небесной Путеводительницы, Которая и довела их чудесно до Семипалатинской крепости, находившейся от Абалака в 1288 верстах, и лишь за два года, до рассказываемого события, построенной. Около этой крепости судно, на котором находилась Святая Икона, остановилось и, несмотря на все усилия команды, бывшей у Лихарева, сдвинуть его с места и тянуть вперед, не трогалось с места. Видя в этом волю Божию и второе чудо от святой иконы, Лихарев приказал благоговейно снести Святую Икону с судна и поставить ее в крепостном храме Святых Антония и Феодосия Печерских.

Как только это приказание было исполнено, судно легко снялось с места, и Лихарев, со своими людьми, отплыл дальше, а Святая Икона осталась в Семипалатинской крепости». Впоследствии здесь и возник Святоключевский православный монастырь. Матерь Божия взяла православных Прииртышья под Свое особое покровительство и зримым свидетельством этого стало водворение чудотворного списка Знаменско-Абалацкой иконы Пресвятой Девы в Семипалатинске.

Прославленная столь явным чудом Божиим икона была окружена почитанием, и благоговейно хранилась в крепостной церкви, однако, как выяснилось, ей необходимо было еще более прославиться и освятить собою саму местность, где икона изволила оставаться. В одну из ночей 1740 г. икона Божией Матери скрылась. По словам священника Димитрия Алексинского, икону нашел заблудившийся в лесу татарин, который поехал в зимнее время за дровами, но сбился с пути и замерзал. Будучи человеком неправославным, но верующим в Бога, он начал усердно взывать к милосердию Божию, молясь о своем спасении. Внезапно он увидел в чаще леса светящийся огонек, он побежал к нему что было сил. В распадке на стволе тополя стояла икона с воженной свечей у подножья дерева и бьющим из-под корней тополя ключом воды. Узнав местность путник сразу же отыскал дорогу к дому и, приехав в город, рассказал священнику православной церкви о том, что произошло с ним. Священник, взяв несколько сибирских казаков, имея в проводниках татарина, спешно отправился к тому месту. Икона, по-прежнему, стояла около дерева. Помолившись, священник пытался снять икону с дерева, но не он сам, ни кто из сопровождавших его казаков не смогли этого сделать. Лишь когда священник обратился с просьбой снять икону к татарину, тот, помолившись и умыв руки в ключе, смог снять икону с дерева. Чудотворная икона была возвращена в крепостную церковь, а Ключ стал местом паломничество многих православных людей.

Неслучайно, наверное, что именно татарину, человеку неправославной веры довелось обрести чудотворную икону, так как, возникший тут в последствии, женский монастырь проводил большую миротворческую, миссионерскую работу среди местного мусульманского населения. И семипалатинцы при пересказе этого чудесного события неизменно подчеркивают интернациональную суть этого явления.

Сама чудотворная икона, освятившая своим присутствием весь город, в 1777 году, вместе с остальными иконами была перенесена в Знаменский собор, став главной святыней города.

Рассказы о ней и необычном водном источнике были популярны далеко за пределами региона. Обычно, после поклонения чудотворной Семипалатинска-Абалацкой иконе Божией Матери, находившейся в Знаменском соборе, паломники отправлялись на место ее чудесного обретения к Святому Ключу.

Долгое время место, где совершилось столь дивное обретение иконы Божией Матери оставалось диким и неустроенным. Лишь в 40-х годах XIX в., усердием боголюбцев, местность начала обстраиваться.

В 1855 г, над Святым Ключом в память явления тут иконы Божией Матери, и в благодарность Господу Богу за исцеление водой от ключа продолжительной глазной болезни, один из военных чиновников - Свидерский, с разрешения высокопреосвященного Георгия, архиепископа Тобольского, бывшего в 1846 г. в Семипалатинске устроил навес, где были поставлены святые иконы и между ними, разумеется, копия Семипалатинско-Абалацкой иконы Божьей Матери. Там же хранилась специальная тетрадь в которую заносились свидетельства о чудесных исцелениях, полученные от святой иконы, масла из лампады при святой иконе и от воды из Святого Ключа. К сожалению, в 70-х годах XIX в., во время сильного пожара, часовня-навес и все находящиеся под ним вещи и записи сгорели.

Постепенно благоукрашалась и местность вокруг Святого Ключа. В 1870 г. Преосвященным Платоном, Епископом Томским и Семипалатинским, было разрешено устроить близ Святого Ключа небольшую каменную часовню с алтарем известному семипалатинскому благотворителю, купцу Фёдору Петровичу Плещееву.

После строительства этого храма стало возможным в течение всего летнего времени совершать на Святом Ключе Божественную Литургию, которую, почти каждый день, служили священники Воскресенского храма г. Семипалатинска.

В 1885 г., вместо сгоревшего навеса, павлодарский купец Артемий Иванович Деров построил над Святым Ключом очень изящную деревянную часовню. Примерно в это же время были выстроены деревянные строения (бараки) для размещения приезжих богомольцев около Святого Ключа и домик для сторожа. Все это было построено на частные средства, усердием почитателей Божией Матери и этогосвятого места.

Правда, позже выяснилось, что с каменным материалом часовни с алтарем строители поспешили, так как песчаный берег вызывал постоянные колебания, и с течением времени на стенах церкви стали появляться трещины. Поэтому в 1900 г. каменная часовня была разобрана. В 1900 г., тот же, купец Плещеев, уже на другом месте, близ Святого Ключа, построил деревянную церковь, очень небольшую, но гораздо более удобную чем каменная часовня.

Но все эти пертурбации количества паломников не снижали. Святой Ключ постоянно притягивал к себе богомольцев, которых в летние дни ежедневно бывало до сотни человек. Но в один из дней середины лета число паломников увеличивалось многократно. Ежегодно 7 июля (ст. стиля – 21 июля по нов. стилю), накануне Прокопьева дня, когда Святая Восточная Православная Церковь празднует явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579), из Семипалатинска на Святой Ключ совершался крестный ход в котором участвовало большое количество православных семипалатинцев.Он проходил при огромном стечении народа, с участием всего городского духовенства, армии.

Первоначально крестный ход совершался из Воскресенского собора с иконами этого храма, а после 1894 г., по благословению настоятеля Знаменского собора протоиерея о. Прокопия Попова, крестный ход совершался из Знаменского собора, причем верующие с молитвенным благоговением несли с собой, в числе прочих икон, и чудотворную Семипалатинско-Абалацкую икону Пресвятой Богородицы. Необходимо заметить, что этот крестный ход совершался в Семипалатинске по примеру крестного хода бываемого в Тобольском Абалацком монастыре 8 июля (22 июля), когда Абалацкую икону Божией Матери переносили из Абалацкого монастыря в Тобольск, в память избавления Тобольского края от проливных дождей в 1665 году.

Порядок крестного хода 7 июля (21 июля по нов. стилю) в Семипалатинске был установлен такой: «7 июля, ко времени окончания поздней Литургии в (Знаменском) соборе, туда приходят крестные ходы из всех городских церквей. Сюда же по распоряжению Военного Начальства, приходят и войска, стягиваемые в Семипалатинске на время лагерных сборов.

На пароходных пристанях и заводах, расположенных по пути следования крестного хода, по просьбе жителей служатся молебны. Вид торжественной церковной процессии и возбужденно-радостное пение многоголосого (поют поочередно мужчины и женщины) народного хора производит очень сильное впечатление, которое остается надолго.

Когда процессия приближается к поселку Старо-Семипалатинскому (в 16 верстах от города), ее встречает крестный ход, совершаемый другим священником Воскресенской церкви с Святого Ключа навстречу святыне. Тотчас по прибытии крестного хода на Святой Ключ, здесь, близ деревянной часовни построенной над Ключом под открытым небом совершается торжественное всенощное бдение, продолжающееся далеко за полночь.

Народа на Святом Ключе в это время бывает две-три тысячи человек (смотря по погоде). Весь этот народ ночует здесь же: кто в бараках, кто под навесами, а кто и просто под открытым небом. Утром 8 июля совершается в каменной часовне с алтарем на походном Святом Антиминсе Литургия. В тот же день к вечеру крестный ход возвращается обратно в город».

По распоряжению Омского епархиального начальства в 1902 г. Святой Ключ со всеми бывшими на нем постройками был передан в ведение Киргизской духовной миссии. К этому времени при миссии существовала женская общежительная община, которая находилась около здания Миссии в Заречной слободе Семипалатинска, занимая небольшой глинобитный домик. В составе общины насчитывалось до тридцати вдов и девиц: пожилых и молодых, возжелавших иноческой жизни.

В 1902 г. женская община из Заречной слободы переселилась на Святой Ключ. Таким образом, было положено начало существованию тут женского православного монастыря. В 1903г. Святейший Синод постановил учредить на Святом ключе общину с таким количеством сестер, сколько община будет в состоянии содержать на свои средства. Община была названа «Святоключинской Знаменской миссионерской женской общиной». Во главе общины была поставлена монахиня Синодия. После водворения на Святом Ключе женской монашеской общины начинается активное строительство потребных для инокинь зданий. Вышеназванный благотворитель, купец Ф.П. Плещеев на свои средства вдвое расширил стоящий тут деревянный храм, пристроив к нему два придела - Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских и св. вмч. Феодора Тирона, поднял здание в высоту, был построен корпус для проживания сестер общины, дом для священника, рукодельная мастерская, просфорня, странноприимный дом, другие строения. К 1910 г. во главе общины находиласьмонахиня Агния, а богослужения тут постоянно совершал священник о. Константин Филиппов.

В 1912 г. произошло важное событие в истории Святого Ключа - женская община была обращена в женский общежительный монастырь. Вот что писала по этому поводу городская газета тех лет: «Святейший Правительствующий Синод, 28 февраля 1912 г. сообщил Правительствующему Сенату ведением, что определением Святейшего Синода постановлено: находящуюся близ поселка Старо-Семипалатинского, Семипалатинской области, Омской Епархии, Миссионерскую Знаменскую женскую общину обратить в женский общежительный монастырь того же наименования, с таким же числом сестёр, какое обитель окажется в состоянии содержать на собственные средства».

Те несколько лет, которые существовал Святоключинский женский православный монастырь, явились годами подлинного расцвета этого святого места. Монахини и послушницы своими заботливыми женскими руками стремились облагородить и благоукрасить каждый уголок обживаемого ими места. Было заведено крепкое монастырское хозяйство - сестры святой обители не покладая рук трудились в поле,своими силами сеяли хлеб, мололи муку, выделывали холсты и одеяла, шили одежду, вышивали церковные облачения, следили за укреплением зыбкого берега р. Иртыш.

Совершенно новая жизнь ждала Святоключинскую обитель после наступления кровавых революционных событий. Новые власти стали гнать Святую Церковь, закрывая храмы, попирая всякую святыню, физически уничтожая священнослужителей и монашествующих. Угроза закрытия повисла и над Святым Ключем.

В конце февраля 1921 г. состоялось заседание междуведомственной комиссии «по проведению в жизнь декрета об отделении церкви от государства, под председательством Т. Власова. Главными вопросами являлись: ликвидация женского монастыря на «Св.Ключе», о свечной торговле в церквях, о привлечении местного духовенства к общегражданской трудовой повинности и др. Женский монастырь считать упразднённым, церковь при нём передаётся группе православных граждан, а все постройки его с инвентарём передать коммунотделу».

Незадолго до закрытия монастыря, в одну из ночей, инокиня дежурившая в обители увидела, что монастырский храм весь изнутри озарен светом. Думая, что начался пожар, она разбудила всех сестер, и они во главе с настоятельницей игуменьей Екатериной (Иванюк), с волнением вбежали в храм. Пожара не было, но от чтимой монахинями копии с Семипалатинско-Абалацкой иконы Пресвятой Богородицы (та самая, которая сейчас находится в Воскресенском кафедральном соборе г. Семипалатинска) бил яркий луч света, освещая собой всю церковь. Пораженные сестры замерли у порога, не зная как понимать такое явление, лишь многоопытная мать-игуменья сказала: «Готовьтесь, сестры, скоро нас, наверное, закроют».

В марте 1921 г. монастырь официально упразднили, монастырский храм в честь Знамения Пресвятой Богородицы, со всем имуществом передали православной общине поселка Старо-Семипалатинский, а монахинь планировали передать в ведение Губздрава для ухода за больными, признанных нетрудоспособными поручить дому призрения Собеса. Однако от этой мысли вскоре отказались, и из насельниц монастыря была организованна трудовая артель, которая местным Земотделом наделена пахотной и сенокосной землёй, а Коммунотделом - снабжена необходимым сельхозинвентарём.

18 апреля 1921 г. бывшая монашеская община была зарегистрирована Губземотделом под названием «Святоключевской сельскохозяйственной артели». Хотя власти настояли на изгнании из артели игуменьи Екатерины и старших сестер, в этой артели все же сохранился дух и идеи ранее господствующие в монастыре. И, несмотря на то, что храм передали в ведение жителей поселка, службы там совершались по прежнему, а на артельных полях и в мастерских монахини трудились так, что были признаны лучшим трудовым коллективом в городе: «По обследованию, произведённому Губкомсовхозом оказалось, что кустарные мастерские артели работают, выполняя кустарно-показательные задания, хозяйство артели ведётся образцово, без всяких материальных затрат со стороны государства и без применения наёмного труда, так что это хозяйство должно быть признано культурно-показательным для окрестного населения и далее».

Вскоре властям стало ясно, что закрытием монастыря они не достигли своей цели - Святой Ключ по прежнему привлекает к себе верующих, монахини поддерживают дух царивший в обители до ее закрытия. 8 апреля 1922 г. состоялось заседание Президиума Губисполкома, где было принято упразднить артель.

«Протокол заседания Президиума Губисполкома от 08. 04. 1922 г.»

В виду того, что в артели состоит значительное количество монашек, прикрывающихся названием артели, что артель является очагом заразы, распространяемой посещающими артель в большом количествее паломниками, что в артели зачастую укрываются контрреволюционные элементы, а поэтому находя с политической точки зрения существование такой артели не целесообразным: 1. Артель при Святом Ключе распустить. 2. Предложить Губземотделу имущество артели передать Губпрофсовету для дома отдыха. 3. По вопросу об оставлении в помещениях артели инвалидов Собеса предложить последнему сговориться с Губпрофсоветом». Так монахини были вынуждены покинуть обитель в которой они столько лет жили, молились и своим трудом благоукрашали всю округу. Изгнанные монахини и инокини поселились небольшими группами в г. Семипалатинске, арендуя или, совместными усилиями, покупая дома у горожан. Живя в городе монахини разоренной обители, продолжали соблюдать свои правила, многие из них стали работать в больницах медицинскими сестрами, так как эта работа была более близка им по духу своей жизни. Настоятельницу монастыря игуменью Екатерину (Иванюк) власти удалили из обители еще раньше окончательного роспуска артели. В августе 1937 г. матушка игуменья была арестована, вместе с архиепископом Александром, Семипалатинским (Щукиным). Ее осудили на тюремное заключение в Средней Азии. Дальнейшая ее судьба неизвестна. Вероятнор, что она была расстреляна. Место ее погребения неизвестно...

Разорение церквей под лозунгом борьбы с голодом не миновало и Святоключевскую обитель. В апреле 1922 года в церкви на Святом Ключе изъяты ценности, а именно: 31 предмет весом 24 фунта 92 золотника (примерно 10,2 килограмма). Знаменская церковь и часовня оцениваются в 43 999 рублей в ценах довоенного времени, что не мешает разобрать церковь на бревна и перевезти в Старую крепость, где они и пролежали до сожжения неизвестными.

И под именем «Красный Ключ» этот дом отдыха действительно открывается 29 мая 1922 года, но уже в 1929 году поднимается вопрос о разрушении берега в районе уже бывшего Святого Ключа и вот резолюция от 24 октября: «...С точки зрения технической, как будто бы правильная мысль: строения на Красном Ключе, угрожаемые падением из-за подмыва берега Иртыша, перенести в село или в Семипалатинск, но с точки зрения целесообразности УСК не видит тех мотивов, по которым можно было бы кем бы то ни было затрачивать на ненужное строительство средства, материалы, силу, транспорт в то время, когда наши все мысли, денежные средства, материалы и квалифицированная рабсила, должны быть брошены по одному направлению, а именно на выполнение нашего пятилетнего плана индустриализации.

Нам не нужно, по крайней мере, в этот период, какое-либо строительство, не создающее и не увеличивающее наши материальные ценности, и в данном случае строительство каких бы ни было храмов и культов должно приостановиться из-за его бесполезности. Нач. Окр. УПР Строительного контроля инженер П. Дробинский».

И хотя власть официально признала для себя ключ бесполезным, один из последних документов, касающихся бывшего монастыря, в ответ на ходатайство о выдаче разрешения на совершение литургии и молебна 21 июля у Святого Ключа гласит: «Резолюция: В связи с тем что в месте так называемого Святого Ключа расположены пионерлагеря речников и что там кроме детей и обслуживающих лагерь работников никого нет, Облисполком не может дать разрешение».

Богослужения на Святом Ключе продолжались и после закрытия монастыря и роспуска артели. Пока был открыт бывший монастырский храм, тут оставались жить и некоторые монахини. Пока существовал монастырь, инокини постоянно следили за состоянием иртышского берега, по мере необходимости укрепляя его, но с упразднением монастыря река стала быстро наступать, размывая песчаный берег, где стояли строения святой обители. Уже через несколько лет после закрытия разные комиссии констатировали, что здания монастыря, в том числе и храм, находятся под угрозой разрушения, но власти отказывались привлекать силы и средства для исправления сложившейся ситуации, мотивируя это необходимостью скорейшего выполнения плана пятилетки. Наконец 22 декабря 1929 г. состоялось заседание Секретариата Окрисполкома, где было принято решение о ликвидации православного храма в честь Знамения Пресвятой Богородицы на Святом Ключе. Храмовое имущество, в том числе и копию Семипалатинско-Абалацкой Иконы Божией Матери, от которой было знамение перед закрытием монастыря, было решено передать Воскресенскому храму г. Семипалатинска. Так в Воскресенском храме появилась икона, которой надлежало взять на себя преемство чтимого списка Семипалатинско-Абалацкойго образа Пресвятой Богородицы.

Трагична была судьба и самого чудотворного образа Пресвятой Богородицы. Хранившийся в Знаменском соборе он пережил судьбу этого храма. Чудотворный образ попал в руки обновленцев. За то время, что икона находилась у обновленцев, она подверглась разграблению. Икону смогли уберечь от богоборцев, но еретиков-обновленцев это не остановило - они ее просто ограбили ее, выдав тем свою корыстолюбивую сущность! В дальнейшем следы подлинной Семипалатинско-Абалацкой чудотворной иконы Царицы Небесной теряются.

После закрытия монастыря на Святом Ключе верующие не забывали это святое место. Монахини разоренной обители поселились в городе. Стараясь сохранить свой монашеский уклад, они, в основном, селились небольшими группами, по несколько человек, покупая небольшие домики, или селясь в семьях благочестивых горожан. В ноябре 1937 г. Воскресенский храм закрыли, его последние священники приняли мученическую кончину.

Храм чудом уцелел и уже с 16 апреля 1944 года собор был открыт. Состояние храма было ужасающим: пол выломан, штукатурки внутри не было, окна выбиты, иконы разграблены, иконостас зиял пустыми глазницами. Восстановлением храма занялась староста Екатерина Белова. В числе имущества храма находилась список иконы Знамение Семипалатинско-Абалацкая, из монастырской церкви на Святом ключе. Это была та самая икона из которой перед закрытием монастыря шел луч света. К пасхе 1949 г. ремонт в храме был закончен и начались регулярные богослужения.

Основой постоянного церковного хора стали монахини разоренного монастыря, которые передавали свои духовные традиции тем, кто стал прихожанами Воскресенского храма. Так в Воскресенском храме Семипалатинска закрепились некоторые традиции, бытовавшие в разоренной Святоключенской обители, особенно в литургической жизни храма. В храме был переносной престол освященный в честь Знамения Пресвятой Богородицы, поэтому на каждой литургии стало принято петь на входе тропарь и кондак Абалацкому образу Девы Марии, некоторые напевы православных песнопений пришли в храм из монастыря, сама традиция паломничества на Святой Ключ жила в среде православных семипалатинцев и в 60-е, и в 70-е, и в 80-е г.г. XX в. века.

В связи с тем, что чудотворный источник находится в нескольких километрах от города, посещать его в зимнее время могли лишь те прихожане, кто имел свой автотранспорт. Но, зато, летом очень многие семипалатинцы, группами по несколько человек стремились на это святое место. Особенно многие стремились побывать на источнике в Светлый Пяток, после Пасхи, когда Церковь празднует память иконы Божией Матери Живоносный Источник, а также и в другие праздники, посвященные Пресвятой Деве, особенно, 21 июля в день памяти Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Вспоминая традиции дореволюционного Семипалатинска, люди совершая паломничество, оставались ночевать на Святом Источнике под открытым небом, а утром, набрав святой воды, возвращались в город. По вере христиан, вода Святого Ключа совершала обильные исцеления различных недугов душевных и телесных. Слава Святого источника Божией Матери распространилась и среди иноверного населения - мусульмане, и даже иудеи во время болезней прибегали к воде из Святого Ключа и по своей вере получали исцеления.

В начале 90-х годов количество людей посещающих Святой Ключ заметно увеличилось, что было связано с началом возрождения Православной Церкви. Новый этап подлинно церковного почитания Семипалатинско-Абалацкой иконы Божией Матери наступил в конце 90-хг. XX в.

В декабре 1998 г. архиепископ Алексий (Кутепов), управлявший тогда епархией побывав в Семипалатинске, возглавил всеношное бдение под праздник Знамения Пресвятой Богородицы, бывшее в Новгороде Великом в 1170 г. (10декабря). Тогда же на всенощном бдении был нараспев исполнен Акафист Пресвятой Богородице. Архиепископ Алексий благословил читать этот Акафист каждую пятницу перед чтимым образом Семипалатинско-Абалацкой Божией Матери, хранящейся в Воскресенском соборе, в главном приделе, в левом углу храма, перед святым алтарем. С тех пор каждую пятницу, за исключением первой, последней седмицы Великого поста и Светлой Седмицы, в 1400духовенство храма, при неизменно большом количестве верующих, служит молебен Божией Матери с водосвятием, за которым читается и Акафист. Вскоре прихожане стали замечать, что, доселе очень темный образ, начал просветляться, с тех пор он обновляется, но не сразу, а постепенно. Особенно это заметно во время молебнов - образ буквально сияет. Стали умножаться случаи исцеления людей после этих молебнов.

Летом 1999 г. были возобновлены паломничества на Святой Ключ 21 июля, в день памяти Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Прихожане и священники храма после окончания литургии, на автобусах, следуют на Святой Ключ, где служится молебен с акафистом, все верующие окропляются святой водой из Ключа и помазываются освященным маслом. Традиционными стали паломничества на Святой Ключ воскресной школы при Свято-Воскресенском соборе, на Святом Ключе дети, родители и педагоги школы проводят первый и последний школьный звонок, испрашивая для себя милости Царицы Небесной перед началом учебного года, и принося Ей благодарения за прошедший год занятий.

В 2003 г. открылась новая страница в истории Святого Ключа - началось облагораживание территории вокруг Святого источника. Летом 2003 г. был сооружен удобный спуск в овраг, где бьет источник Девы Марии. Через год, летом 2004 г. территория была расчищена от дикой поросли, сам источник был одет в мрамор, сооружена купальня с запрудой и возведена небольшая деревянная часовня-навес над самим Святым Ключом. Дело возрождения Святого источника Божией Матери не остановлено, верующие Семипалатинска живут надеждой, что здесь вновь возродится монашеская обитель для всех ищущих духовной жизни и спасения.

Источник: http://pravsobor.kz

Местоположение

Окрестности Семипалатинска трасса Семей - Павлодар налево – на Долонь. Рядом с сосновым бором и Иртышом. Святой Ключ расположен примерно в 19 километрах от города.

  • IMG_5166
  • IMG_5170
  • IMG_5214

  • IMG_5251
  • IMG_5302
  • IMG_5375

  • IMG_5377
  • IMG_5379
  • IMG_5412

  • IMG_5443
  • IMG_5454
  • IMG_5472

  • IMG_5486
  • IMG_5504
  • derev_chasovnya_nad_Kluchom

  • derev_chasovnya_nad_Kluchom_1
  • kamen_chasovnya
  • kamen_chasovnya_1

Календарь

Святые и чтения дня

Православные посты в 2015 - 2016 г.г.

Контакты

Епархиальное управление:

E-mail: eustkamenogorsk@bk.ru

Тел: 8 (723-2) 70-16-36

Пресс-секретарь Усть-Каменогорской епархии:

E-mail: press_sluzhba_uk@mail.ru

Тел: +7 777 651 38 11

Если у Вас возникли вопросы, пожалуйста, воспользуйтесь формой обратной связи

Вопрос священнику

Епархиальные отделы

Вверх