Московский Патриархат • Православная Церковь Казахстана

Усть-каменогорская и Семипалатинская епархия

 Официальный сайт

По благословению Преосвященнейшего Амфилохия, епископа Усть-Каменогорского и Семипалатинского

  • 0

Адрес: 070010, Республика Казахстан, Восточно-Казахстанская область, г.Усть-Каменогорск, ул.Акмолинская, 110.

Телефон: 8 (7232) 78-15-72, 78-15-24.

Проезд автобусом №42, №13 до остановки «Церковь».

Настоятель: иерей Алексий Анищенко.

Время основания прихода: 1945 г.

Время строительства храма: 1999 – 2004 гг.

Первое богослужение в новом храме в 2004 году на Вход Господень в Иерусалим.

Режим работы храма: ежедневно, без выходных с 08:30 до 18:00.

Богослужения: еженедельно, в субботние и воскресные дни.

Вечернее богослужение:

- в зимнее время с 15:00,

- в летнее время с 16:00

Божественная Литургия – в 9:00

Молебны – в 8:00, Таинство исповеди – в 8:30

Таинство Крещения ежедневно совершается в 10:00. Запись в 9:30 в лавке Покровского храма.

Перед совершением Таинства Крещения проводятся две Огласительные беседы.

1-я беседа: по средам в 18:00 или в воскресенье в 14:00.

2-я беседа: перед совершением Таинства Крещения, ежедневно, в 9:00.

Расписание богослужений на ближайшую седмицу.

Престол: в честь Покрова Пресвятой Богородицы, освящен 2 ноября 2010 г. Главой Митрополичьего Округа Казахстана Высокопреосвященнейшим Александром, митрополитом Астанайским и Казахстанским.

Престольный праздник: 14 (1) октября, в день Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

День освящения храма: 2 ноября (20 октября).

Святыни: Крест-мощевик с частицей Честного Животворящего Креста Господня и 29-ю частицами многоцелебных мощей святых угодников Божиих: честнаго славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, (Ян.7, Ф.24, М.25, Ин.24, Ав.29, С23, Окт.12), апостола и евангелиста Матфея, (+ 60 г.), (Ин.30, Н.16), апостола Андрея Первозванного, (+ 62 г.), (Ин.30, Н.30), апостола Филиппа, (I в.), (Ин.30, Н.14), великомученика Пантелеимона, (+ 305 г.), (Ил.27), великомученицы Варвары, (+ ок.306 г.), (Д.4), великомученика Меркурия, (III в.), (Н.24), мученицы Анастасии Римляныни, святителя Германа, архиепископа Казанского, (+ 1567 г.), (Ин.23, С.25, Н.6), святителей Гурия, архиепископа Казанского, (+ 1563 г.), (Ин.20, Окт.4, Д.5) и Варсонофия, епископа Тверского, (+ 1576 г.), (Ап.11, Окт.4), святителя Никифора исповедника, патриарха Константинопольского, (+ 828 г.), (Мр.13, Ин.2), преподобного Александра Свирского, (+ 1533 г.), (Ап.17, Ав.30), преподобного Саввы Сторожевского (Звенигородского), (+ 1406 г.), (Ян.19, Д.3), великомученика Феодора Стратилата, (+ 319 г.), (Ф.8, Ап.8), великомученика Феодора Тирона, (+ ок.306 г.), (Ф.17, в субботу 1-й седмицы Великого поста), мученика Каллиника, мучеников и исповедников Михаила, князя Черниговского, и болярина его Феодора, чудотворцев, (+ 1245 г.), (Ф.14, С.20), благоверного князя Константина, преподобной Евфимии, преподобной Марфы, матери Симеона Дивногорца, (+ 551 г.), (Ил.4), мученика Евгения, святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, (+ ок.345 г.), (М.9, Д.6), преподобного Максима Грека, (+ 1556 г.), (Ян.21), преподобного Николы Святоши, князя Черниговского, Печерского чудотворца, (+ 1143 г.), (С.28, Окт.14), преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой, (+ 1173 г.), (М.23), преподобных Василия и Григория.

Крест изготовлен во времена правления Екатерины II в 1790 году в Санкт-Петербурге и принадлежал знатному иерарху. В 1954 году 5 мая протоиерей Анатолий Синицин передал крест-мощевик в Покровский храм протоиерею Георгию Кузьменко. С тех пор эта святыня пребывает в Покровском храме. Крест-мощевик износится в центр храма в памятные дни поклонения Честному Животворящему Кресту Господню, а также в праздничные дни почитания святых угодников Божиих, многоцелебные частицы мощей которых вложены и хранятся в кресте.

  • 01
  • 02
  • 03

  • 04-1
  • 04
  • 05

  • 06
  • 07
  • 08


История храма

Новый Покровский храм по праву считается духовным преемником Покровского собора, построенного в г. Усть-Каменогорске в 1888 году и разрушенном в годы безбожной власти в 1936 году. Несмотря на гонения и запреты, а также постоянные скитания с места на место, православная община Покровского собора выжила, и долгие годы молитвенный Покровский дом оставался единственным действующим православным храмом в городе с 300-тысячным населением.

Поначалу собрания верующих проходили по Сенному переулку (ныне ул. Орджоникидзе) в доме № 48, о чем свидетельствует данное заявление на имя председателя Усть-Каменогорского гор. Совета Кировского района:

«… Церковный Совет Устькаменогорской старо-православной Покровской общины настоящим ставит в известность Устькаменогорский гор. Совет, что молитвенные собрания верующих общины с 21 марта 1936 года имеют место происходить по Сенному переулку (ныне ул. Орджоникидзе) в доме № 48. О чем просит сообщить органам местной городской милиции для сведения. 21 марта 1936. № 10».

В 1938 году были закрыты все молитвенные дома как тихоновцев, так и обновленцев и всякие легальные богослужения в городе были прекращены.

В 1945 году в г. Усть-Каменогорске был вновь образован приход Покровской церкви, которая поначалу располагалась недалеко от места разрушенного собора - в здании бывшего электротеатра «Модерн» Литвинова, где позже размещалась рабочая столовая. По улице Головкова (Андреевская, Ленинская, Мира) есть пустырь между больницей и государственным архивом, «украшенный» трансформаторной будкой. Это место, где с середины 40-х г.г. до начала 60-х г.г. ХХ века действовала Покровская церковь. Был даже разрешен давно не слышанный колокольный звон.

Первым настоятелем храма по ул. Ленинской (Мира) стал митрофорный протоиерей Григорий Быстров (до 1948-49 г.г.).

Приход составился следующим образом. Костяк общины - т.н. тихоновцы (в эти годы разделительные обозначения уже почти не употреблялись в связи с искоренением раскола), все годы гонений, сохранившие верность православным канонам и традициям. В общину влились и бывшие обновленцы, а также последователи других, существовавших в то время раскольнических течений: «непоминающих» и григориан (последователей архиепископа Екатеринбургского Григория (Яцковского). Ранее разобщенная община Покровского собора соединилась. В нее влились и прихожане Троицкой и Трехсвятительской церквей. Убранство храма составляли сохранившиеся на руках у прихожан иконы и другая церковная утварь. Был сделан незамысловатый иконостас с иконами, самого простого письма. Ряд икон, часть утвари и библиотеки сохранились от ризницы Покровского собора.

В 1948-1952 г.г. в Покровской церкви проходил служение протоиерей Николай Липовецкий, поляк по национальности, поначалу в качестве клирика, а затем и настоятеля.

Затем его сменил протоиерей Георгий Кузьменко, возглавлявший приход в течение 10 лет. Отец Георгий к концу жизни был удостоен высокой церковной награды  - креста с украшением.

В конце 40-х – начале 50-х г.г. ХХ века на церковь обрушилось новое гонение, страшное уже тем, что не было вызвано революционным угаром, а проводилось последовательно, планомерно. Был провозглашен лозунг об окончательном преодолении «религиозных пережитков». Вновь стали закрываться храмы, запрещался колокольный звон, преследовалась любая деятельность пастырей вне церковной ограды.

В Усть-Каменогорске Покровский храм по-прежнему находился в центре города по ул. Ленинской (Мира) существовала хорошо налаженная церковная жизнь. Богослужения сопровождались прекрасным пением хора, руководителем которого был талантливый человек - композитор и регент (дирижер) Михаил Емельянов. До сих пор в храмах Усть-Каменогорска используются его музыкальные произведения. В число певчих входили люди, начинавшие свое служение церкви еще в прежних, позже разрушенных церквях, некоторые до революции. Поэтому хор обладал высоким профессионализмом. Настоятелю-протоиерею Георгию Кузьменко помогали молодые иереи - отец Константин Толстых и отец Николай Попов, бывший родом из Семипалатинска. Украшение любой службы - диакон. Известно имя одного из них. Это Федор Лучко, бывший певчий церковного хора, в 1948 посвященный в диаконский сан епископом Семипалатинским и Павлодарским Варсонофием.

Трудно сейчас объяснить, почему гонения коснулись Устькаменогорской общины уже на стадии их завершения в общесоюзном масштабе. Можно предположить, что многое держалось на авторитете маститого старца Георгия Кузьменко, и власти не решались осуществить закрытие в центре города храма.

После его смерти настоятелем Покровской церкви был назначен протоиерей Алексий Улович, долгие годы проведший в советских лагерях.

Недолгое настоятельство отца Алексия Уловича омрачилось, не по его, разумеется, вине событиями, ставшими предтечей грядущей ссылки церкви на самую глухую окраину Усть-Каменогорска.

«Заместителю ВК облисполкома

товарищу Козыревой Р.В.

Сообщаю, что в беседе с настоятелем молитвенного дома г. Усть-Каменогорска священником Уловичем по вопросу колокольного звона последний заявил, что колокольный звон с 18 сентября 1960 года будет прекращен. О чем ставлю Вас в известность и прошу проследить…»

Прервем на миг чтение данного документа. Что это? Случайно оказавшийся не на месте источник середины 30-х годов ХХ века. Что-то уже ранее прочитанное, не правда ли? Но на дворе уже начало шестого десятка ХХ в.

Продолжим…

«… В отношении поднятого вопроса в областной газете о перемещении молитвенного дома на окраину города следует иметь в виду, что данный вопрос принципиально решить можно, но для этого горсовет должен взамен молитвенного дома подыскать соответствующее помещение и представить необходимую документацию на здание для постановки этого вопроса перед Советом.

Кроме этого необходимо учесть церковную обстановку на месте и какую реакцию это перемещение может вызвать. Как известно церковная община в городе Устькаменогорске является одной из мощных, где посещаемость церковных служб доходит до 3-х - 4-х  тысяч человек.

Все эти вопросы должны быть учтены.

Уполномоченный по делам Русской

Православной церкви при Совете

Министров Казахской ССР

С. Вохменин

7 сентября 1960 г.

г. Устькаменогорск»

Нет, уже нет напористости и безаппеляционности середины 30-х годов ХХ века. Но еще далеко до человеческого отношения к собственным гражданам своей страны, посмевшим в годы пятилеток иметь убеждения и веру, отличные от предлагаемой идеологии атеистического государства. Вновь, теперь на долгие десятилетия, прекращен в Усть-Каменогорске колокольный звон.

Возникшая идея перенести церковь на окраину не была оставлена, несмотря на то, что средний возраст прихожан продолжал неуклонно расти, ведь не существовало законодательных актов, которые бы позволяли в любом виде обучить Закону Божию подрастающее поколение. Были, конечно, несмотря ни на что исключения, но в целом религия стала уделом стариков. Перенос храма для многих из них был бы болезненным, в силу элементарной немощи пожилых людей. Но, несмотря на это…

«ПРОТОКОЛ №3

Заседания Исполнительного Комитета

Усть-Каменогорского городского Совета депутатов трудящихся

От 14 февраля 1962 года

28 - 70. О размещении молельного дома Покровской православной общины

(т. Егорова А.В.)

В связи с тем, что участок в квартале 213/214, на котором расположен молельный дом Покровской православной  общины, в соответствии с планом реконструкции города, решением исполкома Усть-Каменогорского горсовета за № 219 от 24 мая 1961 года отведен управлению «Алтайэнерго» под строительство жилых домов Исполком горсовета РЕШАЕТ:

1. Разместить молельный дом Покровской православной общины в здании по ул.Пролетарской, дом № 2.

2. Просить исполком облсовета депутатов трудящихся утвердить настоящее решение».

Видимо, это решение не было утверждено, т.к. нет свидетельств о размещении церкви на ул. Пролетарской.

Тем не менее, перенос все-таки произошел в 1964 году, в период настоятельства протоиерея Константина Толстых.

Храм переехал в приспособленный домик в поселке Мирный, и с этого момента начинается длительный, в несколько десятков лет период, не отмеченный арестами и кровавыми расстрелами, но наполненный гнетущей тишиной и изоляцией от жизни, протекающей за воротами церковной ограды.

Застойные годы отмечены служением ряда священнослужителей, среди которых настоятели: Константин Толстых, Маришев Сергей Петрович (прибыл из Ленинабада). В диаконы рукоположен в городе Ташкенте в январе 1970 года, а во священники в октябре 1971 года в городе Алма-Ате митрополитом Иосифом (Черновым). Известны имена Козлова Василия Николаевича (1928 г.р.), Ушакова Всеволода Поликарповича (1907 г.р.), Томасова Ивана Яковлевича (ум. в 1971 г.) и других священно- и церковнослужителей.

Храм в пос. Мирный - внешне ничем не выделялся среди частной окружающей застройки. Обычный дом со ставнями и наличниками. Лишь попав в ограду, скрывающую внутренний двор можно было увидеть, что дом небольших размеров, чем казалось снаружи. Внутри православные постарались придать зданию облик настоящего (типового) храма: алтарь, иконостас, солея, нижний и верхний клиросы, помещение для исповеди и свечного ящика, а также многое другое необходимое для совершения богослужений.

В государственном архиве хранятся многочисленные документы, свидетельствующие о жизни прихода в застойный период. Не вдаваясь, в общем-то, скучные подробности, можно сказать, что органы местной власти мелочно и придирчиво вмешивались во внутреннюю жизнь Покровской церкви. Любой, самый незначительный вопрос, например, о починке или покраске забора, сооружении синодских помещений и т.д., не мог решиться без вмешательства извне. Это, что касается хозяйственных вопросов.

Давление оказывалось и на пастырскую деятельность клириков храма. Любой священник, кому выпадала очередь произносить проповедь в воскресные или праздничные дни обязан был составлять ее письменно, обычно в объеме ученической тетради в 12-18 листов. Проповеди (или как минимум их часть) проверялись уполномоченным по делам религий и им же выносился вердикт на предмет допуска. В архиве обнаружено целый ряд таких тетрадей, каждая из которых сопровождалась еще и сопроводительным документом, где для высших инстанций давался комментарий на предмет, например, благонадежности и лояльности.

Вся деятельность священнослужителей должна была быть, по мнению властей, ограничена церковной оградой, хотя конституционные нормы этого не оговаривали. Совершение треб на дому (соборование, причащение, отпевание и др.) рассматривалось как едва ли враждебные вылазки «клерикалов против существующего строя». Были случаи глумления над священнослужителями, и даже избиения. Духовенство было обложено большими налогами. Их деятельность признавалась нетрудовой, что в советских условиях рассматривалось едва ли не как нарушение трудового законодательства. Каждая третья зарплата изымалась в качестве налога. Церковь была совершенно изолирована от участия в светской жизни. Благотворительность - одна из основ тысячелетнего бытия русского народа, воспринималась как чуждое для советского человека явление. Практически на долгие годы она сошла на нет.

Покровский молитвенный дом по-прежнему оставался единственным в городе с 300-тысячным населением. Период до 1988 года отмечен настоятельством протоиерея Феодора (ныне архимандрит) и протоиерея Иоанна (Спичака). Последний, обладая мастерством резьбы по дереву, стал автором нового иконостаса для Покровской церкви, по сей день украшающего ее интерьер.

В 1988 году настоятелем храма и благочинным становится протоиерей Вячеслав  Михайлович Дылевский (ум. в 1997 году). Время его пребывания на вышеназванных церковных должностях совпало с началом возрождения Православия в нашем городе и крае.

20 августа 1998 г. настоятелем Покровского храма г.Усть-Каменогорска, а с 1999 года и благочинным Усть-Каменогорского церковного округа становится иеромонах Амфилохий (Бондаренко) – ныне Преосвященный Амфилохий, епископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский, который стал инициатором строительства нового Покровского храма, построенного с 1999 по 2004 годы. Старый же молитвенный дом был снесен в 2005 году, после того, как начались регулярные богослужения в новом, выполненном из дерева златоглавом красавце-храме.Расположить такое обширное по площади строение стало возможным за счет значительного расширения территории прихода в сторону берега реки Иртыш. В то время большую помощь в строительстве оказала аким города Усть-Каменогорска – Вера Николаевна Сухорукова, благодаря которой община прихода получила разрешение на расширение в границах земельного участка.

Проект храма, в традициях деревянного зодчества, разработал Усть-Каменогорский архитектор – Александр Степанович Богушевич. Храм трехкупольный, что символизирует Святую Троицу, и имеет крестообразную форму.
По благословению Высокопреосвященнейшего Алексия, архиепископа Алма-Атинского и Семипалатинского, весной 1999 года был заложен фундамент будущего храма. 13 июля 2000 года был освящен первый венец храма. Строительно-монтажные работы осуществлялись работниками СМУ-3 Иртышского управления строительства. Храм строился, как и в былые времена, всем миром, на пожертвования благочестивых прихожан. Весомый вклад в возведение храмового здания внес Евгений Николаевич Абрамочкин. На его средства в 2000 году была отлита, на Московском колокольном заводе ЛИТЭКС, звонница из восьми колоколов.

Возведение деревянной части храмовой конструкции осуществляло предприятие ТОО «Мелисса», во главе с Воробьевым Александром Ивановичем.

Новый резной иконостас, появившийся в храме в 2003 году, украсили почитаемые прихожанами иконы, написанные протоиереем Андреем Бурдиным. В цокольном помещении разместился Крестильный храм.

Начало богослужений в новом храме было положено в конце Великого поста 2004 года.

Первое богослужение было совершено в праздник Входа Господня в Иерусалим, именуемый также – Вербным Воскресеньем.

Второго ноября 2010 года Глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, при большом стечении народа, совершил великое освящение храма.

5 апреля 2014 года уже исполнилось 10 лет со дня начала Богослужений в новом Свято-Покровском храме города Усть-Каменогорска, пришедшем на смену старому молитвенному дому. В праздничный день Похвалы Пресвятой Богородицы праздничную Божественную Литургию возглавил Преосвященнейший Амфилохий, епископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский, в сослужении городского духовенства.

При написании статьи по истории храма использованы фрагменты статьи «Покровский храм. История и современность» иеромонаха Иустина (Ларионова).

Календарь

Святые и чтения дня

Православные посты в 2015 - 2016 г.г.

Контакты

Епархиальное управление:

E-mail: eustkamenogorsk@bk.ru

Тел: 8 (723-2) 70-16-36

Пресс-секретарь Усть-Каменогорской епархии:

E-mail: press_sluzhba_uk@mail.ru

Тел: +7 777 651 38 11

Если у Вас возникли вопросы, пожалуйста, воспользуйтесь формой обратной связи

Вопрос священнику

Епархиальные отделы

Вверх