Московский Патриархат • Православная Церковь Казахстана

Усть-каменогорская и Семипалатинская епархия

 Официальный сайт

По благословению Преосвященнейшего Амфилохия, епископа Усть-Каменогорского и Семипалатинского

 

Иеромонах Иустин (Ларионов), заведующий сектором истории религии
Восточно-Казахстанского архитектурно-этнографического и
природно-ландшафтного музея-заповедника

Каждый отрезок времени ассоциируется у людей с тем или иным образом. При этом неважно, чей это образ - человека, символа, здания, наконец. Этим образом для дореволюционного Усть-Каменогорска был Покровский собор. Именно он возникает в воображении людей, обращающихся к прошлому края. Этому способствует наличие большого количества фотографий тех лет, где собор запечатлен с разных точек, но всегда красив, величественен, строен и благороден. Думается, образ этот еще долго не угаснет, а быть может навсегда останется символом безвозвратно ушедшей эпохи.

В нынешнем, 2010 году Усть-Каменогорску исполняется 290 лет. За почти трехсотлетнее существование города собор украшал его всего-то около пятидесяти лет с 1888 по 1936 год.

Его появление в конце ХIХ века не было случайным событием, хотя термин "случайно" здесь вообще едва ли применим. Речь о другом. Храмы во множестве строились по всей Российской Империи.

В разные годы, с момента освоения русскими земель Казахстана и Средней Азии, православные храмы один за другим стали появляться и в этих отдалённых уголках Российской Империи.

 

Но и эта общая тенденция не стала первопричиной появления Покровского собора. Главных причин было две. Первая - рост территории Усть-Каменогорска и населения города. Единственная Троицкая  церковь в крепости не могла уже вместить все возраставшее число прихожан, т.к. была рассчитана на немногочисленных обитателей скромного прииртышского  форпоста. С момента построения крепостной церкви (1789 - 1809 гг.)[1, с. 79] прошло 76 лет - немалый срок в истории города. Он давно вышел за пределы земляного вала, а общегородского собора все не было.

Необходимость постройки, таким образом, очевидна, но была и другая причина. Приближался юбилейный 1888 год - год 900-летия Крещения Руси, событие огромной важности для русского народа. Православная Российская Империя готовилась широко отметить эту дату. В городах и селах возводились новые грандиозные культовые постройки.

Среди наиболее известных церковных сооружений, построенных к 900-летию Крещения Руси, можно выделить следующие: Князе-Владимирский собор в Киеве, возобновленная из руин Васильевская церковь в городе Овруч (славянский Вручий), [2, с. 192 - 210] ряд храмов в Москве и Петербурге и многие другие. В областном Семипалатинске к этой дате, с опозданием на два года сооружается Александро-Невская церковь, на средства купца Плещеева (1882 - 1890 г.г.). [1, с. 177]

Строительство Усть-Каменогорского  собора началось в 1885 году, на средства купца Михайлова и других благотворителей. Строительство осуществлялось в условиях почти сплошь деревянной застройки. В городе насчитывались единицы кирпичных строений. Из известных, кроме Троицкого храма можно назвать только Высшее Городское Начальное училище (ныне административный корпус ВКОЭМ, ул. Головкова, 29), оконченное постройкой в 1886 году, то есть уже во время работ по возведению собора.

Место строительства – еще недавно окраина Усть-Каменогорска. Лишь позже, в кон. ХIХ - нач. ХХ вв. возникнет ансамбль построек вокруг двуединого культурно-торгового пространства Соборной и Торговой площадей. А пока, у горожан еще  в памяти было существование кладбища, рядом со строительной площадкой - на углу нынешних улиц Кирова (Большой) и Урицкого (переулок Соборный). Как известно кладбища возникали, на краю населенных пунктов и это кладбище, наряду с другими (в районе Ульбинского моста; возле крепости) очерчивало территорию города начала ХIХ века. [1, с. 152]

В 1888, юбилейном году, строительство собора было закончено. Как уже ранее говорилось, сохранившиеся фотоснимки позволяют нам детально ознакомиться с его архитектурными достоинствами. Не раз в публикациях промелькивали утверждения о типовых обликах Усть-Каменогорских церквей. Однако, каких-либо доказательств этому утверждению (фотографии, чертежи и др.) представлено никогда не было.  Изучение культового зодчества России, дает автору основание полагать, что аналогичные по форме сооружения в центральных районах России отсутствуют. Схожесть архитектурных приемов наблюдается лишь в городах Прииртышья (Павлодар, Семипалатинск) если говорить о Покровском соборе. Троицкий храм представляет собой и вовсе весьма диковинное сооружение, где собранные воедино элементы разных стилей, сделали его ни на что непохожим сооружением. В наши дни, в связи с утратой других подобных памятников он является уникальным, единственным в Прииртышье сооружением, относящимся к концу ХVIII - нач. ХIХ в.в.

Покровский храм, его основная часть, являл собой огромный четверик, декорированный разновеликими оконными проемами с сандриками-кокошниками и строгим геометрическим орнаментом кирпичной кладки. Большой четверик венчал малый с пятиглавием, завершающимся  луковичными главками. К основному объему с востока примыкали три алтарные апсиды, каждая из которых имела свой барабан с главкой. С запада храм соединяла с притвором зауженная трапезная. Притвор служил основанием для трехъярусной колокольни с шатровым завершением. Собор окружала ограда: кирпичный цоколь и столбы, кованая решетка. Сторожевые павильоны были решены в виде небольших часовенок.

Новопостроенный храм был оштукатурен. На одной из сохранившихся гравюр строительства собора, выполненных по фотографиям художниками Голембиовским и Ольшевским, отчетливо видна еще неоштукатуренная  колокольня и недостроенный основной объем с апсидами алтаря. Внутри храма своды поддерживали четыре столпа. Столпы помимо  этого осуществляли разделительные функции. Объем разделялся на главный придел - Покрова Пресвятой Богородицы и два боковых: Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и Святителя и Чудотворца Николая. Имеющаяся в фондах областного этнографического музея фотография интерьера храма, позволяет судить об иконостасе и части церковной утвари. Многоярусный, резной деревянный иконостас был украшен иконами, выполненными в духе церковной живописи конца ХIХ века. Резные, деревянные, большие по размерам кивоты с иконами украшали нижние части столпов. Другие иконы поставлялись на аналои и располагались за стенками правого и левого клиросов. Клиросом в православных храмах  именуется расширенная по краям часть солеи - возвышенной частью пола перед иконостасом, отделяющей основной зал для молящихся от алтаря. На клиросе обычно находятся певчие. В городских храмах бывает по два клироса - правый и левый, в сельских и бедных приходах клирос один.  Храм освещался рядом подсвечников, лампад. Но главный осветительный предмет любого православного храма, - паникадило (или люстра в светском восприятии). Настенные росписи, судя по фотографиям, отсутствовали.

 

Календарь

Святые и чтения дня

Православные посты в 2015 - 2016 г.г.

Контакты

Епархиальное управление:

E-mail: eustkamenogorsk@bk.ru

Тел: +7 (723-2) 51-44-64

Пресс-секретарь Усть-Каменогорской епархии:

E-mail: press_sluzhba_uk@mail.ru

Тел: +7 777 651 38 11

Канцелярия

Тел: +7 (723-2) 51-36-56

Если у Вас возникли вопросы, пожалуйста, воспользуйтесь формой обратной связи

Вопрос священнику

Епархиальные отделы

Вверх