Московский Патриархат • Православная Церковь Казахстана

Усть-каменогорская и Семипалатинская епархия

 Официальный сайт

По благословению Высокопреосвященнейшего Амфилохия, архиепископа Усть-Каменогорского и Семипалатинского

  • 0
Накануне предсказанной ему в молодости смерти «от ножа» прожитую жизнь пересматривал владыка Иосиф (Чернов), митрополит Алма-Атинский и Казахстанский в период с 28 сентября 1960 г. по 4 сентября 1975 г. Подвижник и аскет, исповедник веры, прошедший лагеря, проповедник и прозорливец. Вспоминал годы служения, радости и страданий. Годы заключения называл «смирением». Он писал:

«Родился 1893 г.

Монастырь 1910 г.

Иподиаконство 1912 г.

Монашество и иеродиаконство 1918 г.

Иеромонашество 1920 г.

Набедренник 1921 г.

Наперсный крест 1922 г.

Игуменство 1924 г.

Архимандритство 1927 г.

Епископство 1932 г.

Смерть ............... ?

По мирскому выражению – «карьера».

Смирение: 1925 г. – 2 г.

1935 г. – 5 г.

1944 г. – 10 г.

1954 г. – 2 г.

мелочь - 1 г. Итого?

От нечегоделания в настоящую ночь сделал подсчет».

Родился в Могилёве (Белоруссия) в семье военного, в день памяти великомученика Иоанна Сочавского. При крещении в полковой церкви был назван так же. В три года Ваня Чернов потерял мать, поэтому рос и воспитывался в казарме с отцом. О детстве вспоминал: «Я — сын роты, сын солдатов. С рук на руки, с рук на руки. Ванюшка да Ванюшка, Ваня да Ваня. Все офицеры меня знали. И командир полка меня знал и подарки мне всегда привозил в роту, когда приезжал». Когда Ване было семь лет, ему приснилась преподобная Евфросиния Полоцкая, после чего он решил стать монахом. Его сызмальства тянуло к церковным обрядам, и он часто подбивал местную ребятню играть в попов и монахов, с крестным шествием по деревенским улицам со стеблями сломанных в ближайших полях подсолнухов и початками кукурузы в руках. Не раз огребал от взрослых за свои игры, в которые втягивал местную ребятню – русских, украинцев и евреев, всех без разбору. Особо недовольным родителям женщины говорили: пусть, главное, они все вместе играют и не враждуют.

В 1910 г Иван поступил в Белыничский Рождество-Богородицкий монастырь, где стал сначала келейником, а через два года – иподиаконом настоятеля монастыря архимандрита Арсения (Смоленца). В монастыре Иван получил хорошее образование, затем с архимандритом Арсением служил в Пятигорске, Твери, Таганроге и Ростове-на-Дону. В первые дни Гражданской войны в Таганроге моряки-революционеры приговорили епископа Арсения к смертной казни за то, что он якобы отказался отпевать погибших рабочих. Молодой послушник в беседе с моряками проявил смелость и сумел убедить их отменить свой расстрельный приказ.

Иван Чернов принял монашеский постриг и имя Иосиф в честь св. Иосифа Прекрасного в Таганроге в 1918 году. Путь от монаха до епископа прошел там же. А в 1925 году по доносу отец Иосиф был обвинён за хранение контрреволюционной литературы (на деле – церковной

документации) и арестован, приговорен к 3 годам ссылки, которую отбывал в деревне Кольёль Усть-Сысольского уезда Автономной области Коми.

После ссылки в 1927 году вернулся в Таганрог, был возведён в сан архимандрита и назначен на служение в Никольский собор, стал экономом архиерейского дома. Через пять лет отец Иосиф уже епископ Таганрогский, викарий Ростовской епархии. Впоследствии временно управлял Донской и Новочеркасской епархией и единственный из всех православных архипастырей Ростовской области противостоял церковному расколу тех лет.

Зимой 1935 года епископа Иосифа снова арестовали по 58 статье и приговорили к 5 годам заключения. С 1936 по 1940 годы он содержался в Ухто-Ижерском ИТЛ Коми АССР, где работал на лесоповале и обморозил пальцы на руках и ногах, а впоследствии работал медбратом в лагерном лазарете.

После отбывания срока заключения епископ Иосиф вернулся в Таганрог, однако власти запретили ему там жить, и он вынужден был уехать в Азов, где работал сторожем в детском саду и служил в тайном монастыре «Белый дом».

В годы Великой Отечественной войны епископ Иосиф жил в оккупации. Когда немцы начали открывать храмы, закрытые большевиками, владыка Иосиф стал исполнять обязанности по управлению своей бывшей Таганрогской епархией. Он совершал богослужения, освящал храмы, проповедовал. Оккупационные власти инициировали перенос памятника Петру I на прежнее место в центр Таганрога. Событие сопровождалось служением молебна и митингом, в которых участвовал епископ Иосиф. Также он написал две статьи в городскую газету, которую издавали оккупанты, о том, что при немцах богослужения восстановились, в то время как большевики закрывали храмы, ломали кресты и сажали в тюрьмы священников. Статьи не отражали симпатии к новому режиму, однако именно они, вместе с участием Иосифа в молебне и митинге, стали предпосылками считать его деятельность «антисоветской».

Документальные данные говорят о том, что епископ Иосиф «помог некоторым евреям спастись от фашистов, активно помогал партизанам, организовывал сбор средств в помощь советским войскам. Все суммы переправлялись через партизан, с которыми епископ был связан напрямую». Он отказался от участия в пропагандистских акциях нацистов, продолжал поминать на богослужениях митрополита Сергия (Страгородского). И вот уже гестапо арестовало епископа в ноябре 1943 года в Умани и обвинило в связях с патриархом Сергием, шпионаже в пользу России и Англии. Он чудом избежал расстрела.

После освобождения Умани частями Красной армии в апреле 1944 года владыка Иосиф обратился с воззванием к жителям города с призывом помочь советским войскам. От себя пожертвовал панагию и крест, чем подал пример жертвовать деньги и ценности на нужды фронта. В этот период Иосиф Чернов был членом комиссии по расследованию зверств, совершенных фашистами. Военный корреспондент Б. Полевой в книге «В большом наступлении» оценил труды епископа Иосифа в период оккупации как проявление «гражданского мужества».

Летом того же 1944 года в Киеве владыка Иосиф был арестован НКГБ СССР. В феврале 1946 года военный трибунал осудил его к 10 годам ИТЛ с последующим ущемлением в правах на 5 лет по обвинению в контрреволюционной деятельности в Ростовской области накануне войны и «вражеской работе» на оккупированной территории.

Срок заключения он отбывал в Челябинском лагере особого назначения, а с 1948 года — в посёлке Спасск в Карагандинском лагере (КарЛаг). С тех пор вся жизнь архипастыря связана с Казахстаном. Работал на строительстве кирпичного завода, был санитаром. С 1954 года находился в ссылке в посёлке Ак-Кудук Чкаловского района Кокчетавской области, где работал водовозом. После освобождения в 1954 году он остался в Акмолинской области. Впоследствии жил в Кокчетаве и посещал Михайло-Архангельский храм, затем стал его настоятелем. Уже в 1956 году получил назначение в Алма-Атинскую епархию, служил епископом Петропавловским, викарием Алма-Атинской епархии. Через год Петропавловская епархия стала самостоятельной, а еще через три (в 1960-м) её присоединили к Алма-Атинской. Тогда владыка Иосиф получил титул архиепископа Алма-Атинского и Казахстанского, а в 1968 году – сан митрополита.

На Алма-Атинской кафедре владыка примирял враждующих, устранял раскольничьи шатания, много помогал прихожанам словом и делом, работал с молодежью. Молодежь в нем души не чаяла. Именно архиепископу Иосифу приписывается знаменитая фраза про Гагарина. Уполномоченный по делам религии Вохменин Степан Романович требовал от архиепископа отреагировать в проповеди на полет Гагарина в космос. Владыка Иосиф с этим согласился и в проповеди принародно сказал: «Юрий Гагарин [в космос летал и] Бога не видел… а Бог его видел! И благословил!»

На историческом Поместном Соборе 1971 года имя митрополита Иосифа называли в числе кандидатов в патриархи. Однако он отказался, сославшись на недостаток образования.

Скончался владыка Иосиф на 83-м году жизни 4 сентября 1975 года, после ряда хирургических операций в связи с острым перитонитом желудочно-кишечного тракта. Свою кончину он предчувствовал заранее.

Великая сила любви, исходящая от владыки, еще при его жизни привлекала к нему множество людей всех возрастов и профессий. В своих молитвах о Казахстане митрополит говорил: «Мы, служители алтаря Божиего, всегда молимся за наш Казахстан, за все города и села нашей страны и за каждого человека, чтобы Господь послал всем мир, здоровье и благоденствие! Поверьте мне, я вам говорю то, что исходит от сердца! Я говорю от искренней к вам любви и правды».

Именем митрополита Иосифа назван духовно-культурный центр Казахстанского митрополичьего округа в Алматы. Решением Синода Православной Церкви Казахстана 13 сентября 2016 года с последующим одобрением и благословением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла для поощрения деятелей науки, культуры и искусства, духовного просвещения и социально-благотворительной сферы была учреждена ежегодная премия имени митрополита Иосифа (Чернова).

По многочисленным просьбам духовенства и мирян по благословению митрополита Астанайского и Казахстанского Александра останки митрополита Иосифа были перенесены с центрального кладбища Алматы в Софийский собор Иверско-Серафимовского женского монастыря и упокоены в мраморной раке в северном приделе храма.

В день памяти владыки Иосифа каждый год 4 сентября служится торжественная заупокойная Литургия. Верующие приходят почтить память святителя и в Софийский собор, и к месту его погребения на центральном городском кладбище. Там всегда звучат молитвы и лежат живые цветы. К гробнице стекаются горожане, туристы и паломники издалека. А в домах православных христиан фотографии и портреты митрополита размещают рядом со святыми ликами.

  • 1
  • 2
  • 3

* М. Григорьева

Вверх