Окончил Самарскую духовную семинарию. Вступил в брак с Серафимой Дмитриевной (род. 1880 г.). Был рукоположен в сан священника и направлен служить в город Чапаевск Самарской области.
В 1932 году отца Николая арестовывают. Для соблюдения внешней законности надо было предъявить какое-то обвинение, поэтому священника объявляют спекулянтом и пытаются привлечь к уголовной ответственности. С тем, что это обвинение нелепо, не смогло не согласиться в тот момент даже ОГПУ, и через 8 дней отца Николая отпускают.
Еще 3 года отец Николай Щербаков служит настоятелем в своем храме в Чапаевске. Следующий арест последовал 29 марта 1935 года. Священник был заключен в Сызранскую тюрьму, где проходил по групповому делу: «Дело священников Щербакова Н.П., Конакова П.П. и др.». Среди предъявленных обвинений: «Руководство контрреволюционной группой, контрреволюционная пропаганда за свержение советской власти, разговоры о необходимости убийства Сталина».
В это время никто уже не заботился о том, чтобы обвинение выглядело правдоподобным. 7 июня 1935 года особым совещанием при НКВД СССР был приговорен к пяти годам ссылки в Казахстан. Ссылку отбывал в городе Семипалатинске, работал счетоводом в фармшколе.
23 ноября 1937 года священник был арестован уже в Семипалатинске по обвинению в «контрреволюционной деятельности».
На допросе на требование следователя - признаться в проведении антисоветской агитации - он дал ответ: «Нет, этого я не признаю. Проживая в Семипалатинске как ссыльный, никакой антисоветской агитации я никогда не вел. Другого показать ничего не имею».
Священнику Николаю было вынесено обвинение, в котором говорилось: «Щербаков, проживая в г. Семипалатинске как ссыльный, занимался контрреволюционной деятельностью. Клеветал на руководителей партии, правительства и советской власти, распространял провокационные слухи о конституции СССР, восхвалял буржуазный строй. Выражал явное недовольство о политике цен на промтовары, контрреволюционно истолковывая их. Распространял контрреволюционное сочувствие по отношению к кулачеству».
25 ноября 1937 года тройкой при УНКВД по Восточно-Казахстанской области иерей Николай Щербаков был приговорен к высшей мере наказания – расстрелу.
28 ноября в два часа ночи приговор был приведен в исполнение.
29 апреля 1989 года был реабилитирован прокуратурой Семипалатинской области по 1937 году репрессий, а 19 мая того же года был реабилитирован прокуратурой Куйбышевской области по 1935 году репрессий.
Канонизирован в августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.
День памяти – 28 ноября (15 ноября по ст. ст.), в Соборах новомучеников и исповедников Российских и новомучеников и исповедников Казахстанских.
Использованные материалы: