Печать

19 Май 2010

 

Иеромонах Иустин (Ларионов), заведующий сектором истории религии
Восточно-Казахстанского архитектурно-этнографического и
природно-ландшафтного музея-заповедника

Посвящается 200-летию освящения старейшего православного храма Казахстанского Прииртышья (1789 – 1809 гг.).

В 2010 году православные христиане, а также культурная общественность города Усть-Каменогорска отмечают значительное событие в истории родного края – двухсотлетие освящения Троицкого храма, который является старейшей церковной постройкой на всей огромной территории Казахстанского Прииртышья от китайской границы до российских пределов. Более ранним, по хронологии памятником православного церковного зодчества являлся Знаменский собор в городе Семипалатинске, строившийся с 1777 по 1782 годы [1, с. 15], но его ожидала трагическая судьба: он был уничтожен в советский период. [2, с. 191-195] Что же касается Усть-Каменогорска, то Троицкий храм – самая первая кирпичная постройка города, к счастью сохранившаяся, хоть и со значительными утратами.

Православная христианизация Прииртышья, деятельность священнослужителей и зодчих, внесли серьезные изменения, как в характер, так и в направление развития его культуры. В отношении материальной культуры, дело касается, прежде всего, архитектуры и строительства. Об имевшихся в наличии сооружениях Прииртышья, в дохристианскую эпоху мало известно, а то, что известно, не дает оснований приписывать им большую архитектурную ценность.

С появлением православия, в крае стали воздвигаться церкви по образцу аналогичных сооружений России. До конца XIX века количество их не было достаточным, территория прихода отдельного храма могла достигать нескольких десятков квадратных километров. В частности клириками Троицкого храма духовно окормлялись не только устькаменогорцы, но и жители отдалённой Кокпектинской станицы, где собственный Георгиевский храм появился лишь в 1865 году.

«… Появление в зарубежной степи русского оседлого пункта – Кокпектов, поставило на очередь вопрос о лучшем удовлетворении религиозно-нравственных потребностей православного населения… Ближайшей приходской церковью к Кокпектам являлась Усть-Каменогорская крепостная Троицкая церковь, причт которой периодически наезжал к кокпектинцам… Архиепископ Тобольский и Сибирский Георгий предложил Усть-Каменогорскому благочинному протоиерею Иоанну Тутолмину расположить кокпектинцев к построению собственной церкви.. Так поднялся вопрос о построении  в Кокпектах храма, который и был воздвигнут  в 1854 г. Позднее кокбектинцы получили самостоятельный причт» [3, с. 113-114].

Кокпектинская церковь  получила название Великомученика Георгия Победоносца. Построена она была в 1854-1865 годах на средства  Войскового (казачьего – авт.) Хозяйственного Управления и прихожан [4, с. 181]. Причт состоял из священника и псаломщика. Известно имя одного из настоятелей – священник Григорий Осипов [5, с. 73].

Таким образом, Троицкая церковь Усть-Каменогорской крепости играла важную роль в деле распространения православного христианства в Прииртышье, являлась очагом духовности, а в дальнейшем и рассадником просвещения. Рассмотрим в деталях некоторые сюжеты, связанные с её появлением и  дальнейшей историей.

Появление первого помещения для совершения богослужений на месте существующего здания Троицкой церкви, неразрывно связано со строительством  в устье рек Иртыша и Ульбы фортификационного сооружения. В 1720 году, небольшой отряд под командованием гвардии майора Ивана Михайловича Лихарева отправился из Тобольска вверх по Иртышу, с целью исследования возможных путей к Яркенду, а также строительства крепости в районе озера Нор-Зайсан.

Не обнаружив там подходящего места для этого, экспедиция двинулась по Черному Иртышу, где  «… на 12 день плавания… русские были встречены сильным отрядом джунгар. Завязалось сражение, продолжавшееся трое суток, после чего с предводителем джунгар…был заключен мир.

Возвращаясь обратно…Лихарев в 1720 году основал Устькаменогорскую крепость.

Тот час же в это укрепление был командирован из Европейской части России драгунский Колыванский полк, который привез с собой походную церковь. Это была самая первая церковь в Устькаменогорской крепости. С полком прибыл иеромонах Георгий. Походный храм был легкий и быстро складывающийся.

Дубовые складные рамы, обтянутые голубым китайским штофом, изобразили иконостас. На этой-то легкой китайской ткани и были написаны иконы…

Около сороковых годов XVIII столетия в Устькаменогорской крепости появляется уже деревянная церковь, впоследствии сгоревшая. Церковь была небольшая, с отдельной колокольней и крытая берестой. По распоряжению митрополита Тобольского Павла, вместо сгоревшего храма был заложен новый…», [4, с. 135-137] освященный 6 июня 1775 года.

«…Через 14 лет после постройки деревянной церкви, поднялся вопрос о замене ее каменной, в виду ветхости деревянного храма. Каменный храм был заложен 26 июня 1789 года по благословению Варлаама, епископа Тобольского…

Постройка церкви затянулась на 20 лет. Чем вызывалась такая медленность в построении не особенно большого храма, из дел церковных трудно усмотреть…» [4, с. 137-139]

В фондах Восточно-Казахстанского историко-краеведческого музея хранятся интереснейшие документы, позволяющие в настоящее время отчасти проанализировать причины столь долгого строительства Троицкого храма. Это три проекта церкви и, несмотря на некоторую их схожесть, каждый обладает сугубо индивидуальными чертами, в которых отражены современные им архитектурные вкусы. Можно предположить, что проекты эти не попали в руки священника - краеведа Бориса Георгиевича Герасимова, поскольку в противном случае непременно были бы введены им в научный оборот.

Итак, одна из возможных причин – неоднократные изменения проекта. К концу XVIII – началу XIX веков на необъятных просторах Западной Сибири получил некоторое распространение архитектурный стиль классицизма. При этом необходимо отметить, что в данное время церковное зодчество в этих областях Российского государства переживало некоторый упадок. Не более одной – двух построек в стиле классицизма появилось лишь в отдельных городах. В большинстве сельских храмовых сооружениях продолжал господствовать стиль барокко. Исключение составляли те храмы, в облике которых соединялись оба стиля, например церковь села Шухруп близ города Туринска. Первоначальный проект Троицкой церкви Усть-Каменогорской крепости был близок шухрупскому храму, исключая отдельные детали. Это был своеобразный сплав барокко и классицизма. Четверик храма предполагался двусветным, достаточно высоким. Нижний ряд световых проёмов прямоугольной формы, верхний ряд – восьмигранные люкарны. По замыслу архитектора он должен был быть завершен сомкнутым сводом, над которым предполагали разместить типичный для барокко декоративный барабан-фонарик с боковыми волютами. Стены храма украшались по преимуществу классицистическими декорациями: прямоугольные и полуциркульные окна и двери, пилястры, строгая многоступенчатая линия карнизов.  Черты переходного периода – от барокко к классицизму проявляются в декоративной отделке стен трапезной части храма, а также в облике четырехъярусной колокольни. В силу неясных для нас теперь обстоятельств, подобного облика храм Усть-Каменогорской крепости так и не приобрёл. О нём мы можем судить только по сохранившимся чертежам.

Но времена менялись, происходили изменения и художественных вкусов строителей. Это обстоятельство нашло отражение в проекте 1799 года, предлагавшем ряд существенных изменений. Во-первых, храм из  двухпрестольного превращался в трехпрестольный, в плане имевший вид креста. Мощный притвор имел утолщенные внутренние несущие стены, предназначенные для основания колокольни, форма которой резко изменилась, и стала являть собой мощный, архаичный четырехугольник, прорезанный огромными проемами с полуциркульным завершением. Над почти плоской крышей  предполагался шпиль, довольно больших размеров. Оконные проемы – прямоугольники,  стены почти лишены декора, и здание несколько оживлено многоступенчатым карнизом и выступами приделов,  а также двухсоставной алтарной частью. Совершенно исчезает прежний основной объём – двусветный четверик и вместе с ним сомкнутый свод. Вместо массивного зала основного объёма появляется сравнительно небольшое, прямоугольное помещение внутренне и внешне очерченное меньшей по площади алтарной и большей трапезной с двумя приделами. Вместе с четвериком исчезает и свод – вместо него теперь обычный плоский потолок по всему периметру здания. Внешний облик здания должен был украсить восьмигранник барабана с пологим куполом. Алтарь в новом варианте имел форму апсиды с пятигранным членением. Итак, предполагаемый двухпрестольный храм с главным престолом во имя Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и приделом во имя Равноапостольного Царя Константина, уже на второй стадии превращается в трехпрестольный. Но и проект 1799 года не вполне был осуществлён.

И, наконец, был третий, без особых изменений осуществлённый вариант. О нём мы можем судить по чертежу 1844 года. К сожалению не известен год, когда в проект внесены были очередные корректировки.

Законченный в 1809 году постройкой, храм имел уже тот вид, который мы можем себе представить с помощью дореволюционных фотографий. Крестовое в плане здание с утолщенной притворной частью, и приделами, и несколько зауженной центральной частью, завершавшейся пятигранником алтарной апсиды. Форма колокольни не претерпевает значительных изменений. Вместо почти плоской крыши появилась шатровая – с высоким узким барабаном и красивой луковичной главкой, непропорционально большой по размеру, что вовсе не портило общего впечатления. Крыша стала выше и зрительно воспринималась равной по высоте стенам здания, которые лишились своих прямоугольных, классического образца окон. Вместо них появились проемы с полуциркульным завершением. Барабан купола – восьмерик, лишенный теперь своих световых  функций. Ниши вместо         окон теперь несли лишь декоративную нагрузку.

Потолок внутри храма был плоский. Над алтарной частью и приделами было по одному маленькому куполу – всего, таким образом, включая колокольню, храм имел 5 куполов – наиболее распространённое их количество. Но расположены они были достаточно оригинально, тем самым подчёркивали нестандартность художественного мышления мастеров. Стены имели членение рустованными лопатками. Ограда церкви довольно типична: на высоком цоколе кирпичные столбы с кованой решеткой. Имелось два прохода: центральный – против главного входа, и в северной части, недалеко от алтаря. Таким образом, получился удивительный по своему облику архитектурный памятник, один из самых интересных в крае. Долгострой, изменения, вносимые в проекты, разностильность элементов в отделке фасадов и формы различных частей здания, не только не испортили храм, но сделали его своеобразным, необыкновенным – настоящей жемчужиной в ожерелье архитектурных шедевров Прииртышья.

Троицкий храм Усть-Каменогорской крепости появился, как уже отмечалось не только на стыке веков, но и в период  смены господствовавшего до этого в Сибири архитектурного стиля барокко на классицизм.

«По свидетельству священника Бориса Георгиевича Герасимова, кирпичная (каменная) церковь воздвигалась на средства прихожан, но главным образом, на сумму инженерного департамента, отпущенную согласно Высочайшего Указа 1799 года… Есть предания, что иконостас в церкви (был) поставлен на личные средства князя Эристова, командира одного из крепостных полков…». [6, с. 13]

Таким образом, получился удивительный по своему облику архитектурный памятник, один из самых интересных в регионе.

Троицкая церковь оставалась единственным храмом Усть-Каменогорска вплоть до 1888 года, когда был построен и освящен Покровский собор, к сожалению, не сохранившийся до нашего времени.

Дореволюционная история Троицкой церкви неразрывно связана с именами известных в крае священнослужителей. С 1860 по 1870 годы, в сане диакона в храме служил Евфимий Владимиров, известный среди православных Прииртышья святостью своей жизни. В 1870 году он был рукоположен в священники и назначен настоятелем Успенской церкви села Тарханского. Впоследствии долгие годы служил в Воскресенской (Казачьей) церкви в Семипалатинске, возле алтаря которой и был похоронен. [7, с. 36-39]

С 1876 по 1912 годы в Троицком храме служил протоиерей Александр Павлович Сосунов, в должности настоятеля и благочинного. Кроме этого, он был законоучителем  Мариинского Женского Училища, занимался литературой, метеорологией и археологией, пользуясь любовью и уважением всех знавших его при жизни. Похоронен он был в ограде Троицкой церкви. При нем начинал свое служение Церкви будущий известный ученый-краевед, священник Борис Георгиевич Герасимов, в детские и юношеские году бывший прихожанином храма. Отец Александр был его первым наставником. [4, с. 146-147]

Обновленческий раскол, потрясший до основания Русскую Православную Церковь, достиг и  Усть-Каменогорска. В 1923 году Троицкий храм переходит в руки обновленческих раскольников, [15] а в 1928 году, на долгие десятилетия, в нем прекращаются богослужения. После закрытия, в Троицкой церкви в разные годы размещались: овощехранилище, картофелехранилище, гарнизонный клуб. В последние десятилетия советского периода в храме размещался склад Военторга № 1.

За годы лихолетий Троицкий храм претерпел значительные изменения. Утраченными оказались: колокольня, купола, алтарная апсида, оформление интерьера. Разрушена церковная ограда, а так же памятники существовавшего в дореволюционный период некрополя.

Возрождение активной духовной жизни этого старейшего в Казахстанском Прииртышье православного храма началось в 1991 году, после передачи его, а так же ряда других сохранившихся построек крепости, Алматинско-Семипалатинской епархии Русской Православной Церкви. Первым настоятелем Троицкого храма, в наше время, стал протоиерей Вячеслав Михайлович Дылевский (ум. в 1997 г.).

В 1993 году, постановлением Священного Синода РПЦ, на базе храма и прилегающей к нему территории был учрежден Свято-Троицкий мужской монастырь.

В настоящее время количество православных храмов в городе на Иртыше значительно увеличилось. Ещё совсем недавно православные христиане ютились в единственном в городе Покровском молитвенном доме. В настоящее время православный Усть-Каменогорск насчитывает в границах своей административной территории пять приходов, в городе имеется семь отдельно стоящих храмов: Троицкий, Покровский, Андреевский, Зиновьевский, Богородице-Рождественский, Герасимовский, Никольский (тюремный);  три домовых: Сергия Радонежского в монастыре и два тюремных – Петропавловский и Софийский; две часовни: Новомучеников и Иконы «Умиление». Тем не менее, значение в духовной жизни города Троицкой церкви по-прежнему велико. Приход этого храма – один из самых многочисленных в Усть-Каменогорске. При монастыре активно действует воскресная школа для детей и для взрослых, с недавних пор функционирует духовно-просветительский центр для молодёжи.

Литература и источники

1  Священник Димитрий Алексинский. «Краткое сказание о Чудотворной Иконе Божией Матери, именуемой Абалацкою, о Чудотворной же копии с Нея, находящейся в городе Семипалатинске и о Святом ключе». Семипалатинск, 1899.

2  В. Н. Кашляк «Трагическая судьба собора» // Семипалатинск. Три века истории. Новосибирск, 2002.

3  «Первые осёдлые засельщики Кокпектинского Округа» // Б.Г. Герасимов. Избранные труды. Факсимильное издание. Усть-Каменогорск, 2000.

4  «Старинные церкви Семипалатинской области» // Б.Г. Герасимов. Избранные труды. Факсимильное издание. Усть-Каменогорск, 2000. – 335 с.

5   Адрес – календарь Семипалатинской области. Семипалатинск, 1914.

6   М. М. Ларионов. Православное зодчество Восточного Казахстана. – Усть-Каменогорск. 2007 – 144 с.

7  «Семипалатинский батюшка» // «Свет Православия в Казахстане» № 1(96), Алматы,  2003.

8  Усть-Каменогорск, Государственный Архив Восточно-Казахстанской области (ГАВКО), Ф. 1, Оп. 1, Д. 1, Лист 94.