Печать

29 Октябрь 2023

Дорогие братья и сестры!

Все время своего исторического бытия Православная Церковь возлагает духовное упование на молитвенное заступничество пред Господом Его святых избранников. Особое предстательство имеют за верующий народ мученики и исповедники Христовы, предстоящие, по свидетельству Священного Писания, пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах (Откр. 7:9). Их подвижническая жизнь и страдальческий подвиг сохраняются в церковной памяти для назидания будущих поколений, чтобы мы учились у них подражать Богу, как чада возлюбленные (Еф. 5:1).

Одним из таких угодников Божиих, просиявших на земле Казахстанской в ХХ столетий, стал священномученик Александр, архиепископ Семипалатинский. В этом году мы молитвенно вспоминаем особую дату – столетие его архипастырской хиротонии. В далеком 1923 году над смиренным служителем алтаря Господня, с юных лет посвятившим свою жизнь Христу, совершилась особая воля Божия, ибо «никто сам собой не приемлет этой чести, но призываемый Богом» (Евр. 5:4).

Многие из тех, кто пострадал за веру в ХХ веке, ревнуя о благочестии, желали жить на заре христианской эры – в то время, когда верность Христу запечатлевалась мученической кровью. Юный Александр Щукин, как в миру звали будущего священномученика, рос тихим и скромным, с детства он мечтал быть священником и стремился подражать древним подвижникам. Господь исполнил благое сердечное желание Александра – он стал пастырем, а затем и архипастырем в старинном Нижегородском крае. Жил владыка в Желтоводском монастыре, основанном в XV столетии известным духоносным старцем и чудотворцем – преподобным Макарием Унженским и Желтоводским. Подражая просветительским трудам основателя обители, епископ Александр организовал в ее стенах преподавание Закона Божия детям. Он часто говорил проповеди, бесстрашно обличая отступление от веры, закрытие храмов и уничтожение святынь. Осенью 1928 года святитель был арестован и заключен в тюрьму Нижнего Новгорода. В обмен на свободу недруги Церкви предложили ему прекратить произносить проповеди, но он, как некогда древний пророк, лучше захотел страдать с народом Божиим (Евр. 11:25). Его били, над ним издевались, пытаясь сломить волю, изнуряли голодом и допросами, но он кротко отвечал своим истязателям: «Тело мое в вашей власти, и вы можете делать с ним, что хотите, но душу свою я вам не отдам».

«Где скорбь, там и благодать; а где благодать, там и утешение, и сила к подъятию скорби», – учит нас святитель Иоанн Златоуст. Сохранилось показание одного из сокамерников иерарха. Сидевший с ним в заключении человек сообщил властям: «Будучи монахом, Щукин проповедует аскетизм и побуждает молиться всех в камере, демонстрируя свою усердность в этом». Это свидетельство о силе духа святителя, которого от Христа не могли отлучить ни смерть, ни жизнь, ни настоящее, ни будущее (Рим. 8:38). По беспочвенному обвинению в распространении контрреволюционных убеждений, владыку приговорили к трем годам лагерей, которые он отбывал в суровевших условиях Соловецких островов. После освобождения он вернулся к святительским трудам. В условиях нарастающих гонений на Православие, видя грозящую владыке расправу, его духовные чада и родственники убеждали его уйти на покой. «Как бы я вас ни любил, – отвечал на их уговоры архиепископ Александр, – но я не для того взял посох, чтобы его оставить». Всеми доступными силами – проповедями, письмами, беседами – он утверждал в народе веру, укреплял благочестие, возвещал Евангельскую истину, воспитывал в пастве преданность Святой Церкви и деятельную, созидательную любовь к Богу и ближним.

В сентябре 1936 года владыка назначается на Семипалатинскую кафедру, и уже через год его арестовывают власти города Семипалатинска, желая воспрепятствовать проповеднической деятельности, привлекавшей в церковную ограду большое число людей. На допросах архиепископ Александр держался мужественно, он не подписал ни одно из обвинений, и держался на допросах мужественно. 30 октября 1937 года владыку расстреляли и погребли в общей могиле, вместе с другими страдальцами.

«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас», – сказал Господь верующим в Него (Мф. 11:28). Исполняя обетование, Творец в каждую эпоху истории являет праведников, творит силы святыми Своими, в каждом роде благоугождающими Ему. Мы с вами благоговейно храним и чтим святую память о жизни, подвигах исповедничества и мученической кончине архиепископа Александра Семипалатинского, засвидетельствовавшего во время гонений свою веру, надежду и любовь ко Христу и Его Святой Церкви даже до смерти. Вслед за апостолом Павлом он дерзновенно свидетельствует о том, что «живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем» (Рим. 14:8). Владыка стал верным служителем Животворящего Духа, явившим духовную силу Церкви в испытаниях недавнего прошлого, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами (2 Кор. 6:4,5). Терпя великие скорби, он сохранил в своем сердце мир, стал светильником веры для соприкасавшихся с ним людей. Будучи столь стесняем внешними обстоятельствами, все встречавшиеся испытания он переживал с твердостью и смирением, как это подобает каждому подвижнику и делателю на ниве Христовой.

Желаю, чтобы жизненный пример архиепископа Александра, его молитвы у Престола Божия дали нам силы и мужество быть достойными своего христианского звания, бороться с грехом, творить дела любви и милосердия, «чтобы люди видели наши добрые дела и прославляли Отца нашего Небесного» (Мф. 5:16).

Заступлением священномученика Александра и предстательством всех святых, в земле Казахстанской просиявших, пусть Господь подаст всем нам Свою благодатную помощь на жизненном пути.

 

Источник: mitropolia.kz