Печать

27 Сентябрь 2013

Русская Православная Церковь 27 сентября отмечает знаменательное событие – обретение Креста, на котором был распят Господь Иисус Христос.


В город Семипалатинск Преосвященнейший владыка Амфилохий прибыл ещё накануне, 25 сентября. И сегодня, 26 сентября, Глава Усть-Каменогорской и Семипалатинской епархии возглавил вечернее богослужение в Воскресенском соборе. Особенностью службы в этот праздник является трогательный богослужебный чин, который всегда совершается именно в день Воздвижения Креста Господня.


Так и в нашем храме сегодня, за вечернем богослужением Владыка Амфилохий в полном облачении, как при совершении Литургии, окруженный сонмом духовенства, посередине храма держал высоко над головой и над молящимися украшенный алыми розами Крест, а священники орошали Распятие благовонной водой, тем самым, соучаствуя в чине Воздвижения. «Именно так патриарх Макарий поднимал крест над многотысячным народом, а священство помогало ему, – объяснил прихожанам в своей проповеди владыка. Именно так патриарх Макарий поднимал крест над многотысячным народом, а священство помогало ему.


Этот Чин Воздвижения воспроизводит то, что происходило в те далекие времена, когда был обретен Животворящий Крест в окрестностях Иерусалима: при огромном стечении народа для всех не было возможности подойти и приложиться ко Кресту, поэтому патриарх Макарий многократно поднимал Крест (по-славянски - "воздвигал"), чтобы всем было его видно. Народ совершал поклонение Кресту и взывал: "Господи помилуй!".


Каждый раз при Воздвижении Креста певцы поют сто раз: «Господи, помилуй». В начале пения Архиерей трижды осеняет Крестом на восток, и при пении первой половины сотницы медленно преклоняет главу свою с Крестом, а хор продолжает свое пение, от громовых раскатов понижая голос, и доходит до еле слышного по храму шепота, когда Архиерей опустится с Крестом к земле насколько может ниже, «на пядь от земли». Но уже при пении второй половины сотницы Владыка медленно поднимает Крест.  При таком постепенном поднимании Креста хор также постепенно пребывает в силе, заканчивая слова громовыми раскатами: «Господи помилуй!». И тогда Архиерей, поднявшись,  выпрямляется и, стоя прямо,  трижды осеняет Крестом народ. И так четыре раза. Все это необыкновенно красиво, торжественно и величественно, ведь это был праздник христианской империи, родившейся под знаком Креста, в день, когда император Константин увидел в знамении Крест и слова: «Сим победиши…», праздник победы христианства над царствами, культурами и цивилизациями, праздник того христианского мира, который распался, распадается на наших глазах.


Надо сказать, что в этом медленном действе «поднятия и опускания» Креста скрыт особый смысл, который символически показывает нам то, что Господь сошел с Небес на землю, взял на Себя грехи людей, стал новым Адамом, исцелил в Себе ветхого человека и затем вознесся на Небо.


Как уже говорилось, Крестом Архиерей, как и тогда, в те древние времена, освящает все четыре стороны света: на восток, на запад, на юг, на север, и в последний раз на восток.


В храме в эти минуты царит особая атмосфера: каждый поставляется в этой суровой темноте на суд своей совести, остается с ней наедине, а голос покаянных строк то осуждает содеянное, то дает надежду. И особенно ощутимо то, что в эти мгновения Воздвижения Креста Господня над миром гремит большой город, безучастный к этому сокровенному торжеству, никак с ним не связанный, и миллионы людей продолжают жить повседневной жизнью, волнениями, интересами, радостями, горестями, никакого отношения к тому, что совершается в храмах, не имеющими.


А между тем, в храме таинственно отверсты двери святого алтаря. И Преосвященнейший владыка Амфилохий, держа над собой и над всем народом Крест Господень сходит с кафедры и поставляет Его на специально приготовленном аналое. И стоя уже перед Крестом все духовенство храма трижды поют «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко…» и совершают три земных поклона.


С глубоким религиозно-духовным подъемом воспринимают верующие песнопения в праздник Воздвижения и от полноты сердца подпевают «едиными усты» эту краткую, но много выражающую церковную песнь.


Во время этого пения все подходят и целуют Святой Крест, после чего Владыка  помазывает всех освященным на литии этого праздника маслом и каждому дается кусочек хлеба, также освященного на литии этим вечером.


По окончании поклонения аналой с Крестом поставляется на солее, по правую сторону от Царских врат, до дня Отдания праздника.


Такой чин Вечернего богослужения всегда собирает много прихожан, ибо он не только умилителен, но и помогает человеку духовно лучше осознать величие Креста Господня. А служение нашего Правящего Архиерея Амфилохия, епископа Усть-Каменогорского и Семипалатинского создает  полное ощущения торжества, совершенство Чина Воздвижения, восприятия всей полноты и красоты этого богослужения в полной мере.


Преосвященнейшему Владыке Амфилохию сослужили благочинный Семипалатинского церковного округа, настоятель Воскресенского собора митрофорный протоиерей Феодор Проскурин, клирик Воскресенского собора иерей Евгений Потылицын, настоятель храма Иоанно-Предтеченского храма с. Озерки иерей Сергий Жарич, настоятель   Свято-Зиновьевского   храма г. Усть-Каменогорск иерей Вячеслав Гутов, духовник Знаменско-Абалацкого Петро-Павловского  женского монастыря монастыря игумен Аникита (Макаров), диаконский чин: клирики Свято-Андреевского кафедрального собора г. Усть-Каменогорска протодиакон Андрей Дудник, иеродиакон Силуан  (Могилев), Евгений Хохряков.


А завтра, в самый день праздника, 27 сентября, Владыка Амфилохий возглавит Божественную литургию в Воскресенском соборе, чтобы еще раз и в полной мере прожить и пропустить через свою душу события этого дня,  и воздать честь, славу и похвалу Животворящему Древу, которое приняло на себя Сына Божия, во искупление всех наших грехов: на Древе Крестном Спаситель мира распростер Свои Пречистые руки так, как будто бы в отеческие объятия принимает весь род человеческий, и готов объять весь мир своей безграничной, безмерной отцовской любовью.







Елена Никитина, сотрудник пресс-службы Усть-Каменогорской и Семипалатинской епархии