Московский Патриархат • Православная Церковь Казахстана

Усть-каменогорская и Семипалатинская епархия

 Официальный сайт

По благословению Высокопреосвященнейшего Амфилохия, архиепископа Усть-Каменогорского и Семипалатинского

Усть-Каменогорск, как и весь Восточный Казахстан, имеет свою скорбную страницу в истории Новомучеников и исповедников Церкви Русской, пострадавших от безбожной власти в годы революции и последующего большевистского террора. Каждый год, 11 января, в день мученической кончины протоиерея Александра Дагаева, пресвитера Усть-Каменогорского, Церковь совершает память Собора Новомучеников и исповедников Восточно-Казахстанских. Судьба священномученика Александра была неразрывно связана с историей нашего города, и вместе с городом он испил до дна чашу страданий.

В последние годы мы усиленно искали реликвии, связанные с жизнью священномученика Александра. Наши труды воплотились в создание музея православия и русской культуры, который расположился в здании епархиального управления. Отдельное почётное место в нём занимает экспозиция, посвящённая протоиерею Александру Дагаеву. Спустя век продолжают обретаться ранее считавшиеся утерянными предметы, раскрывающие подлинную историю Православной Церкви на нашей земле.

Пути русского православия, благодаря запутанной и трагичной истории ХХ века порой кажутся необъяснимыми. В годовщину 100-летия мученической кончины протоиерея Александра Дагаева нашёлся принадлежавший ему наперсный крест. В далёкой Москве, в антикварном магазине, посетитель, увидев наперсный крест, изучил дарственную надпись, которая гласила: «о. Протоиерею А.В. Дагаеву в благодарную память от Заречных жителей Устькаменогорска за построение Трехсвятительского храма. 1907 года 20 мая».

После 1920 года следы креста – теряются, и до 1974 года его местонахождение было неизвестно. Но впервые, за пятьдесят прошедших лет со дня казни отца Александра, крест появился в Саратовской глубинке. В 1974 году к 50-летию со дня рождения крест был подарен протоиерею Евгению Зубовичу. В 2004 году отец Евгений скончался и крест хранился у родственников. В 2020 году крест попал к скупщикам антиквариата.

Сергей Владимирович Кручинин, нашедший крест у антикваров ознакомился с историей жизни и мученического подвига протоиерея Александра Дагаева, выкупил и решил вернуть крест в Усть-Каменогорск.
Сердечно благодарим Сергея Владимировича за его благодеяние.

Приводим выписку из 13-го номера газеты «Омские Епархиальные ведомости» за 1 июля 1907 года:

Освящение храма во имя Трех Святителей в городе Устькаменогорске

Двадцатого мая 1907 года в заречной части города Устькаменогорска было торжество освящения вновь выстроенного деревянного храма во имя Трех Святителей. Мысль иметь свой храм явилась у жителей с самого начала поселения, с 1879 года.

Но, при имущественной недостаточности их, они могли только мечтать об этом великом утешении. Правда, они смогли производить сборы на построение храма и, при всем своем усердии, собрали только 800 рублей. Наступившие неурожаи прекратили пожертвования, что немало доставило огорчения жителям. Действительно, скорбь их не напрасна: путь к приходскому храму долог и неудобен, да и храм не может вместить всех желающих помолиться. Ввиду такого положения жителей, а так же и того, что они за прекращением пожертвований потеряли всякую надежду иметь свой храм, Устькаменогорское Церковно-приходское попечительство приняло ведение этого дела на себя. По ходатайству Попечительства, Государю Императору благоугодно было 12 февраля 1900 года Всемилостивейшие соизволить на отвод под храм участка кабинетской земли, размером в одну десятину в северной части Заречной слободы города Устькаменогорска.

Попечительство, предполагая воззваниями собрать значительную сумму денег, решило построить каменный храм, смета за который в 12000 рублей и план епархиальной властью был утвержден, но пожертвований поступило только около 4000 рублей, так что Попечительство вместо каменного храма, постановило построить деревянный, план и смета на который так же были утверждены Его Преосвященством, Преосвященнейшим Сергием, епископом Омским и Семипалатинским и им была выдана храмозданная грамота.
В 1903 году 29 июня храм был заложен. Дело постройки, переходя их рук в руки, сперва шло слишком вяло и не обещало успеха. В конце 1905 года труд этот взял на себя отец протоиерей Александр Дагаева, и дело стало продвигаться вперед с большим успехом.

В 1906 году храм был закончен вчерне, и по благословению Преосвященнейшего Михаила, в нем стало, к величайшему утешению жителей, совершаться богослужения на походном Антиминсе. К 20-му мая 1907 года храм был совершенно закончен. С внешней стороны он представляет прекрасное в архитектурном отношении здание, которое могло бы служить украшением не только села, но и города, как по справедливости, сказал о храме один священник в своей проповеди: светлый и высокий, храм своим внутренним устройством и чистотой приводит восторг каждого молящегося. По истине – это лучший храм в благочинническом округе.
Весть о посвящении храма быстро облетела окружности Устькаменогорска, и из сел к трем часам дня 19 мая собралось богомольцев более тысячи человек, по преимуществу женщин, а к пяти часам не только был наполнен народом весь храм, но и кругом храма виднелся народ. Всенощное бдение совершал священник о. В. Морозов с диаконом. Пели два хора Устькаменогорского Покровского собора: один под управлением священника о. Г. Латнина, а другой под управлением учителя Церковно-приходской школы. Вечер был прекрасный, а потому на литию священно-церковно-служители, числом шесть, во главе с благочинным о. прот. Дагаевым, в сопровождении трех диаконов, вместе с народом вышли из храма. Священно-церковно-служители расположились на высоком помосте против храма, народ кругом помоста, а диаконы на церковном крыльце. Богослужение в эти минуты представляло умилительную картину. Вид новосозданного величественного храма, зеленеющая окрестность и вдали громады гор, невольно вызывали молитвенное настроение в присутствующих. Масса молящегося народа и прекрасное пение еще более усиливали молитвенную настроенность. На полиелей священнослужители также выходили из храма и помазание елеем пред иконою совершалось там же, а из храма в это время доносились сладостные слова пасхального канона. За всенощным бдением было произнесено два поучения: одно произнес священник Морозов, уяснивший слушателям смысл и значение свящннодействий освящения храма, а другое – окружной миссионер, священник Антропов о благодати Божией, пребывающей в храме.

В день освящения храма, несмотря на препятствие из-за паромной переправы через реку Ульбу, с пяти часов утра потянулись непрерывно цепью к новосозданному храму жители города. К восьми часам не только в храме, но и кругом его, сажен на 20 стоял народ. Поодаль виднелись телеги, лошади прибывших, так как храм не в самой слободе, а на окраине ея. Все желали посмотреть освящение храма, полюбоваться новым храмом и помолиться в нем с сонмом священнослужителей.

Началось освящение. Полились стройные звуки: «Вознесу Ти Боже...» Вот трапеза утверждена, отмыта и одета, и послышался возглас: «С миром изыдем...». Наступила торжественная минута. В храме народ заволновался, сделалась страшная давка. Священники с крестами, евангелиями, настоятель со Святым Антиминсом на голове и весь народ в крестном ходе с иконами, при пении всем народом «Христос Воскресе», пошли кругом храма. Послышались величественные слова в пении: «Кто есть сей Царь Славы», освящение без суеты, стройно окончено и священно-церковно-служители уже на середине храма, и отец Благочинный с крестом на амвоне делает отпуст.

В это время из среды народа, совершенно неожиданно для отца протоиерея, выступают несколько мужичков и один из них Тарапенко, внятно читает: «Досточтимейший отец Протоиерей! Слава Богу храм наш приведен к желаемому концу. Мы прихожане этого вновь сооруженного храма, собрались сегодня сюда для молитвы при освящении его, не можем думать о том, что сегодняшний, радостный для нас день, день освящения храма, отдалился бы еще на продолжительное время, если бы в постройке храма не приняли участия Вы, отец Протоиерей. Сердечное спасибо Вам за те заботы и труды, которые Вы понесли как в изыскании средств на постройку храма, так и в наблюдении за его постройкой. Мы видели, как много трудов Вы положили на это дело и сознаем, что без Вашего участия, без Вашей помощи храм еще бы долго не был приведен в то состояние, в каком мы его сейчас видим. С горечью на сердце должны сознаться, что мы плохие были Вам помощники: мы, или вернее, некоторые неразумные из нас, вместо помощи Вам в сооружении нашего же храма, неблагодарно принесли Вам немало огорчений за время постройки храма. Но Вы, не смотря на нерадение большинства из нас, прихожан этого храма, и не смотря на обиды и огорчения, причиненные отщепенцами из нас, не прекратили своих забот и полезного руководительства в постройке храма, пока не привели его к желаемому концу. Надеемся, что не оставите нас и храм наш своим попечением. Примите же за все это от нас сердечную благодарность в настоящий, радостный для нас день и не откажитесь принять, как вещественный знак нашей благодарности, сей Святой Крест, который, с милостивого Архипастырского разрешения, от своих скудных средств мы Вам подносим».

Вслед за этим, церковный староста Коденцев, а с ним Федяев, на блюде подают наперсный крест с дорогими камнями и просят отца Протоиерея принять его от общества в знак благодарности за труды по построению храма. Смутился отец Протоиерей и после некоторого молчания, нерешительно, дрожащим голосом, начал речь приблизительно такого содержания: «Ваша любовь в сей день доставляет мне утешение и выражает благодарность. Чувства, которые наполнили мне мою душу в сии, знаменательные для меня минуты, не укладываются в сердце». И далее он говорит: «Если трудился я, то не для того, чтобы получить награду от людей, а для того чтобы стяжать ее от Бога. Если бы дар сей был бы какой-нибудь иной, а не священное оружие нашего спасения, Крест Христов, то отказаться от принятия его я, как христианин, не могу. Отказавшись от Креста, тем самым я отказался бы от Христа, отказался бы идти за Христом, а Христос сказал: «Аще кто хочет по Мне идти, да отвержется себе и возьмет крест свой и по Мне грядет». Посему приемлю и благодарю Вас. Кресту Твоему покланяюся Владыко, и Святое Воскресение Твое славлю». По окончании речи, отец Протоиерей снимает камилавку и Синодальный наперсный крест и возлагает на себя поднесенный от прихожан и произносит многолетие прихожанам. Минута величественная, исполнена восторга и не поддающаяся описанию. В храме тишина. Народ как бы ловит каждое слово, движение, затаив чувства.

Началась литургия. После Евангелия сказал слово священник П. о значении храма для прихожан, а во время запричастного священник М. об обязанностях прихожан по отношению к своему храму. Молебен служить предположено было на открытом воздухе пред храмом, но помешал дождь, потому он отслужен был в храме. Пред молебном, отец Протоиерей произнес заключительную речь приблизительно такого содержания: «Не мне Вас ныне учить, ибо вы слышали поучения из уст соучастников в молитве и священнодействии о. о. Пастырей. Да и что мое поучение сравнительно с теми поучительными священнодействиями, которые Вы видели при освящении храма и которые объяснены Вам одним из пастырей. Сей день, есть день особой с вами радости, сей день, есть день благодарности. Сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь!». Затем он сказал о причине радости, и закончил свою живую речь выражением славословия Богу, благодарности жертвователям и благотворителям.

По окончании торжества, была устроена трапеза для участников освящения в школьных помещениях.

1 июля 1907 года
Подписано - Приезжий.

  • 1
  • 2
  • 3

  • 4
  • 5

 

Календарь

Святые и чтения дня

Православные посты в 2023 - 2024 г.г.

Контакты

Епархиальное управление:

E-mail: eustkamenogorsk@bk.ru

Тел: +7 (723-2) 51-44-64

Пресс-секретарь Усть-Каменогорской епархии:

E-mail: press_sluzhba_uk@mail.ru

Канцелярия

Тел: +7 (723-2) 51-36-56

Если у Вас возникли вопросы, пожалуйста, воспользуйтесь формой обратной связи

Вопрос священнику

Епархиальные отделы

Вверх