Московский Патриархат • Православная Церковь Казахстана

Усть-каменогорская и Семипалатинская епархия

 Официальный сайт

По благословению Высокопреосвященнейшего Амфилохия, архиепископа Усть-Каменогорского и Семипалатинского


- Отец Спиридон, расскажите, пожалуйста, где и когда Вы родились, кто были Ваши родители? Как прошли годы Вашей жизни, пока Вы не стали священнослужителем?


- Родился я 17 апреля 1938 года в Алтайском крае в селе Шипуниха, в семье верующих родителей. При рождении было дано мне имя – Александр. Маму звали Марина Григорьевна Теплухина (1899 г.р.). Она была домохозяйкой. Так как мы жили поначалу в селе, то на маминых плечах было и воспитание четверых детей, и ведение домашнего хозяйства. Ведь в селе работы много: это и коровенку надо подоить, и на огороде работы хватало, и по дому прибраться.


Папу звали Василий Зиновьевич (1900 г.р.). Но я его не помню, так как мне было всего три года, когда началась Великая Отечественная война, и сразу же в 1941 году он ушел на фронт, а в 1942 году мама получила на него похоронку, что он героически погиб в бою под Москвой.


В годы войны благодаря маме, которая была неустанной труженицей, мы-дети, я и трое моих старших сестер, Слава Богу, не умерли ни от голода, ни от болезней. Приходилось кушать и хлеб замшелый, и то, что в пору лишь свиньям дают, но чтобы не заболеть для профилактики пили и деготь, и керосин. Ведь все самое лучшее, что производилось и выращивалось на селе, все отдавали для фронта, для победы.


После окончания войны, в 1945 году, мы переехали в Усть-Каменогорск. Здесь купили землянку и жили в ней до 1951 года, пока ее не снесли, а нам дали жилье в районе Нефтебазы в переулке Западном. Здесь в городе меня покрестили, здесь же я пошел в школу. Сначала учился в школе № 20, что находилась в районе Стройплощадки, затем в средней школе № 115 на Защите, где проучился с 4 по 7 класс.


В 1955 году пошел работать на СЦК учеником прибориста. Работал с контрольно-измерительными приборами. Параллельно учился в школе механизаторов на машиниста-тракториста, которую закончил на отлично.


В октябре 1957 года был призван в ряды Вооруженных сил. Службу поначалу проходил в Румынии в саперном батальоне в технической роте. В 1958 году в связи с сокращением штата нас перевели служить на Украину, последние два года службы проходили в г. Балта Одесской области. В те годы там епископом Балтским, викарием Одесской епархии служил ныне покойный Патриарх Пимен.


В 1960 году я вернулся из армии домой, ведь тогда служили три года. Через неделю после возвращения уже работал на мебельной фабрике рабочим, где и проработал в течение последующих 11 лет.


- А как же Вы стали священником? Что привело Вас в Церковь?


- Моя мама была глубоко верующим человеком. Она с детства прививала нам любовь к Богу и Церкви Христовой. Когда переехали в Усть-Каменогорск, то вместе с мамой ходил на службу в Покровскую церковь. Долгие годы был ее прихожанином.


Как это не покажется странным, но именно советская идеология заставила меня идти в священники. Ведь атеизм, который насаждался повсеместно, это тоже своего рода религия, только в отличие от православных, которые веруют в Господа нашего Иисуса Христа, атеисты верят, что Бога нет, то есть они верят, собственно говоря, в ничто, в ноль.


И вот к 1972 году я решил окончательно связать свою жизнь с Церковью, протоиерей Всеволод Ушаков подал на меня очень хорошую рекомендацию в епархию. Рукополагал меня сам Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов), блаженный старец и исповедник веры, почивший 4 сентября 1975 года.


4 августа 1972 года состоялась моя диаконская хиротония в Казанском храме г. Алма-Аты. А 6 августа этого же года был рукоположен в сан священника. Поначалу местом моего служения был избран г. Усть-Каменогорск, но я напомнил Владыке, что «не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем» (Мф. 13-57). Владыка Иосиф был очень мудрым и прозорливым старцем. И тогда было решено отправить меня служить на Никольский приход в город Лениногорск, ныне г. Риддер. Там я прослужил 16 лет.


Дом, в котором первоначально находился Никольский храм, был очень старым и располагался не в очень удобном месте. Совсем рядом протекала речка Филипповка, по весне она разливалась, и дом всегда подтопляло. Отчего он скоро пришел в негодность, проще говоря, сгнил.


Когда я стал настоятелем прихода, то с Божией помощью власти нам разрешили сделать ремонт в храме, но мы старый дом сломали полностью, а на его месте построили новый, кирпичный, несколько большего размера, чем прежний (9х14 метров). Из-за чего, собственно говоря, и возникло некоторое противостояние с властью.


- Насколько мне известно, когда я была в Риддере и беседовала с отцом Игорем, нынешним настоятелем Никольского храма, что за это строительство Вам грозили даже судом и хотели дело на Вас открыть. Но спасли положение прихожане - риддерские бабушки, которые в буквальном смысле встали грудью на защиту своего батюшки, молельного дома и приходского совета. И дом отстояли. Так ли это было?


- Да, староста у нас была боевая женщина, которая десяти мужиков стоила. Она и подняла всех верных на защиту храма. Поначалу и ко мне со стороны некоторых прихожан было отношение иное, так как характер у меня в молодости тоже был несколько резкий и прямолинейный. Но потом все вместе за общее дело радели. Хотя были и такие, кому не нравилась моя честность и прямолинейность, доносы строчили, клеветали за то, что вещи называл своими именами. И в 1988 году меня перевели на служение в г.Усть-Каменогорск в Покровскую церковь на Мирном. И вот уже 24 года служу здесь, в областном центре.


- Вы что-то заканчивали, где-то учились священническому делу?


- В 1976 году поступил в духовную семинарию в г. Загорске, где заочно проучился 3 класса. Потом заболел, и учебу пришлось оставить.

Однако постоянно занимался дома самообразованием, хотя и трудно в то время было доставать Богослужебные книги. Это сейчас все можно найти в свободной продаже в церковных лавках. А раньше и от руки переписывали книги, страницы с молитвами и иконами фотографировали на черно-белую пленку, чтобы размножить.


Лишь после 1980 года церковные книги стали появляться в продаже. И тогда я из России привозил их полными сумками. И для себя, и для клироса, и для алтаря…


(К слову сказать, когда я вошла в квартиру отца Спиридона, чтобы взять это интервью, меня поразило, что все стены были увешаны иконами, а книжные шкафы заполнены книгами и дисками духовного содержания, - прим. автора).


- А когда Вы приняли монашеский постриг?


- В 1990 году архиепископ Алма-Атинский и Казахстанский Алексий (Кутепов), ныне митрополит Тульский и Ефремовский, совершил надо мной монашеский постриг. И дал мне новое имя – Спиридон, в честь святителя Спиридона Тримифунтского.

С образованием Свято-Троицкого мужского монастыря стал его клириком.


За все эти 40 лет своего служения Господу и Церкви Христовой я ни разу не брал отпуск. Примером для меня служил Владыка Иосиф (Чернов), который всю свою жизнь посвятил Господу и никогда не ходил в отпуск, считая, что у монаха его не должно быть.

Да и священников раньше в Усть-Каменогорске было мало. Их и сейчас не хватает в нашей епархии для всех приходов…


В те годы, когда я был моложе, служил каждый день. Вставал в три-четыре часа утра и до службы еще успевал съездить на требы, кого-либо из болящих исповедовать, соборовать, причастить. После Литургии снова на требы или Крещение. В иной день до 200 человек приходилось крестить.


- Скажите, пожалуйста, отец Спиридон, а каким, по Вашему мнению, должен быть монах?


- Образ монаха - послушание, смирение и любовь.

К примеру, кто-либо обидит…  Вы обидитесь или нет? Конечно же, многие обижаются. А мы должны понимать, что это враг рода человеческого – диавол толкнул человека совершить этот неблаговидный поступок. И ненавидеть не человека, а грех, который он совершил, с грехом бороться, молиться за этого человека. А человека надо любить, помогать ему преодолевать свои страсти. Ведь душа и того человека и наша – христианка, она создана для мира, покоя и блаженства, и успокаивается только в Боге и в чистой совести. Вот настоящая жизнь христианина! Вот будущее человека!


А на священников смотрите, как на служителей Господних, молитесь за них. Подражайте тому, что в людях есть хорошего. Потому что все люди – хорошие, а мы – грешные…

Чаще нужно вспоминать страдания Господа нашего Иисуса Христа, Который все претерпел ради спасения человечества от власти греха. И мы – не начальники, а рабы Господни, пастыри, стерегущие стадо Христово. Священник воздействует на людей не своею силою, а силой Святаго Духа и любовью, данной ему через Таинство Священства Божественной благодатью. И на исповеди, когда вы приносите плоды истинного покаяния, исповедуя свои грехи, священник лишь свидетель, а грехи наши прощает Господь. Владыка Иосиф, будучи человеком прозорливым, всегда советовал, ко всему, к каждому человеку нужно подходить разумно.


Сейчас время такое, что надо спасать свою душу!


- А как ее спасать? Что посоветуете всем нам?


- Надо каждому начинать с самого себя, с исправления и очищения собственной души от греха через исповедь и покаяние. Нужно приучать себя жить по Евангельским Заповедям, никогда и никого не осуждать, никому не завидовать, любить всех.


А чтобы научиться не грешить, нужно постоянно следить за своими мыслями и чувствами, контролировать их.


Если же ты видишь, что брат твой поступает неправильно, можно, конечно, ему подсказать, как правильно поступить, если это ему пойдет на пользу. А если видишь, что это его только разозлит, то лучше промолчи, ничего ему не говори, а молись за него. Господь Сам все исправит, так как Он любит всех и всем людям хочет спасения. Надо любить и уважать человека, так как каждая человеческая личность неповторима. Не надо никого обижать. И во всем полагаться на волю Божию, на Божий Промысел о каждом из нас.


Текст: Марина Колосова




Вверх