Печать

19 Июнь 2016

19 июня, воскресение. Неделя 8-я по Пасхе, день Святой Троицы, Пятидесятница. В этот день воспоминается и прославляется сошествие Святого Духа на апостолов в виде огненных языков (Деян. 2, 1-4). Название Пятидесятницы этот праздник получил, во-первых, потому, что он праздновался еще в ветхозаветной Церкви, во-вторых, потому, что этот праздник приходится на 50-й день после Воскресения Христова. Сошествие Святого Духа на апостолов есть «свершение» нового, вечного Завета Бога с человеком.

Празднование Святой Пятидесятницы началось служением водосвятного молебна и ранней Божественной Литургии в Троицком соборе соименного мужского монастыря столицы Рудного Алтая. По благословению Преосвященнейшего епископа Амфилохия раннее богослужение совершил священник Константин Дьяков в сослужении иеродиакона Тимофея (Хитрича).

Позднюю праздничную Божественную Литургию Преосвященнейший епископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский Амфилохий совершил в кафедральном соборе во имя святого апостола Андрея Первозванного города Усть-Каменогорска.

Архипастырю сослужили: духовник епархии архимандрит Спиридон (Теплухин), ключарь кафедрального собора иеромонах Никодим (Авдеев), клирик собора иерей Алексий Клепиков, протодиакон Георгий Засыпкин, иеродиакон Мефодий (Шевчук).

Песнопения праздника Пятидесятницы и Божественной Литургии исполнял хор кафедрального собора под управлением регента В. Федоровой.

Проповедь перед Причастием произнёс иеромонах Никодим (Авдеев).

По окончании Литургии епископ Амфилохий совершил Великую вечерню праздника Пятидесятницы с чтением коленопреклонных молитв.

Затем Преосвященнейший Архипастырь поздравил богомольцев с престольным праздником Свято-Троицкого монастыря города Усть-Каменогорска и обратился к многочисленной пастве с архипастырским словом, в котором раскрыл духовный смысл празднуемого ныне события.

«Мы празднуем сегодня совершенно особое событие в истории спасения человеческого рода от уз греха и смерти. Мы празднуем сошествие Святого Духа на апостолов и рождение во вселенной Церкви Христовой. Господь Иисус Христос вознёсся на небо, но по Его обещанию Бог во Святом Духе до скончания века пребывает с родом человеческим. И как видели лицом к лицу апостолы Спасителя, так мы сердцем своим, духовно и таинственно, лицом к лицу пребываем с Духом Святым, который с нами во все дни до скончания века. Божественная сила Спасителя становится и нашей человеческой силой, когда мы творим дела милосердия, когда живем добродетельно и по закону Божию, когда причащаемся Святых Христовых Таин и принимаем великую благодать Божию в свои сердца», – из проповеди епископа Амфилохия.

Справка. Праздник Святой Троицы называется Пятидесятницею потому, что сошествие Святого Духа на Апостолов совершилось в пятидесятый день по Воскресении Христовом. Праздник христианской Пятидесятницы заключает в себе двойное торжество: и в славу Пресвятой Троицы, и в славу Пресвятого Духа, в виде огненных языков сошедшего на Апостолов и запечатлевшего новый вечный завет Бога с человеками.

Первый день Пятидесятницы, воскресение, Церковь посвящает преимущественно в славу Пресвятой Троицы; и этот день в народе называется Троицыным днем, а второй день, понедельник – во славу Духа Пресвятого, отчего и называется Духовым днем.

Празднование Святому Духу Церковь начинает, по обыкновению, вечерним Богослужением в Троицын день. На сем Богослужении с коленопреклонением читаются три умилительные молитвы Василия Великого, в которых мы исповедуем грехи наши пред Отцом Небесным и, ради великой жертвы Сына Его, испрашиваем помилования; просим также Господа Иисуса Христа даровать нам Божественного Духа, в просвещение и утверждено душ наших, и, наконец, молимся об усопших отцах и братьях наших, да упокоит их Господь в месте светле, злачне и покойне.

В Праздник Пятидесятницы принято украшать храм и свои жилища древесными ветвями и цветами, и самим стоять в храме с цветами в руках. Украшение храмов и жилищ в этот день зеленью и цветами бывает, во-первых, исповеданием зиждительной силы Животворящего Духа; а во-вторых, - должным посвящением Ему начатков весны.
(Протоиерей Серафим Слободской, «Закон Божий»).

Пресс-служба Усть-Каменогорской и Семипалатинской епархии