Московский Патриархат • Православная Церковь Казахстана

Усть-каменогорская и Семипалатинская епархия

 Официальный сайт

По благословению Высокопреосвященнейшего Амфилохия, архиепископа Усть-Каменогорского и Семипалатинского

Содержание материала

 

В конце 40-х – начале 50-х г.г. ХХ века на церковь обрушилось новое гонение, страшное уже тем, что не было вызвано революционным угаром, а проводилось последовательно, планомерно. Был провозглашен лозунг об окончательном преодолении «религиозных пережитков». Вновь стали закрываться храмы, запрещался  колокольный звон, преследовалась любая деятельность пастырей вне церковной ограды. В год закрывалось до 850-ти церквей.  Прекратили деятельность Духовные школы - осталось только три семинарии: в Москве, Ленинграде и Одессе и две академии: в Ленинграде и Москве. Число монастырей сократилось до 19 (в основном в западной части СССР).

В Усть-Каменогорске храм по-прежнему находился в центре города по ул. Ленинской (Мира) существовала хорошо налаженная церковная жизнь. Богослужения сопровождались прекрасным пением хора, руководителем которого был талантливый человек - композитор  и регент (дирижер) Михаил Емельянов. До сих пор в храмах Усть-Каменогорска используются его музыкальные произведения. В число певчих входили люди, начинавшие свое служение церкви еще в прежних, позже разрушенных церквях, некоторые до революции. Поэтому хор обладал высоким профессионализмом. Настоятелю-протоиерею Георгию Кузьменко помогали молодые иереи - отец Константин Толстых и отец Николай Попов, бывший родом из Семипалатинска. Украшение любой службы - диакон. Известно имя одного из них. Это Федор Лучко, бывший певчий церковного хора, в 1948 посвященный в диаконский сан епископом  Семипалатинским и Павлодарским Варсонофием.

Трудно сейчас объяснить, почему гонения коснулись Устькаменогорской  общины уже на стадии их завершения в общесоюзном масштабе. Можно предположить, что многое держалось на авторитете маститого   старца Георгия Кузьменко, и власти не решались осуществить закрытие в центре города храма. После его смерти настоятелем Покровской церкви был назначен протоиерей Алексий Улович, долгие годы проведший в советских лагерях.

Недолгое настоятельство отца Алексия Уловича омрачилось, не по его, разумеется, вине событиями, ставшими предтечей грядущей ссылки церкви на самую глухую окраину Усть-Каменогорска.

«Заместителю ВК облисполкома

товарищу Козыревой Р.В.

Сообщаю, что в беседе с настоятелем молитвенного дома г. Усть-Каменогорска священником Уловичем по вопросу колокольного звона последний заявил, что колокольный звон с 18 сентября 1960 года будет прекращен. О чем ставлю Вас в известность и прошу проследить…»

Прервем на миг чтение данного документа. Что это? Случайно оказавшийся не на месте источник середины 30-х годов ХХ века. Что-то уже ранее прочитанное, не правда ли? Но на дворе уже начало шестого десятка ХХ в.

Продолжим…

«… В отношении поднятого вопроса в областной газете о перемещении молитвенного дома на окраину города следует иметь в виду, что данный вопрос принципиально решить можно, но для этого горсовет должен взамен молитвенного дома подыскать соответствующее помещение и представить необходимую документацию на здание для постановки этого вопроса перед Советом.

Кроме этого необходимо учесть церковную обстановку на месте и какую реакцию это перемещение может вызвать. Как известно церковная община в городе Устькаменогорске является одной из мощных, где посещаемость церковных служб доходит до 3-х - 4-х  тысяч человек.

Все эти вопросы должны быть учтены.

Уполномоченный по делам Русской

Православной церкви при Совете

Министров Казахской ССР

С. Вохменин

7 сентября 1960 г.

г. Устькаменогорск» [27]

Нет, уже нет напористости и безаппеляционности середины 30-х годов ХХ века. Но еще далеко до человеческого отношения к собственным гражданам своей страны, посмевшим в годы пятилеток иметь убеждения и веру, отличные от предлагаемой идеологии атеистического государства. Вновь, теперь на долгие десятилетия, прекращен в Усть-Каменогорске колокольный звон.

Возникшая идея перенести церковь на окраину не была оставлена, несмотря на то, что средний возраст прихожан продолжал неуклонно расти, ведь не существовало законодательных актов, которые бы позволяли в любом виде обучить Закону Божию подрастающее поколение. Были, конечно, несмотря ни на что исключения, но в целом религия стала уделом стариков. Перенос храма для многих их них был бы болезненным, в силу элементарной немощи пожилых людей. Но, несмотря на это…

«ПРОТОКОЛ № 3

Заседания Исполнительного Комитета

Усть-Каменогорского городского Совета депутатов трудящихся

От 14 февраля 1962 года

28  - 70.               О размещении молельного дома Покровской

православной общины

(т. Егорова А.В.)

В связи с тем, что участок в квартале 213/214, на котором расположен молельный дом Покровской православной  общины, в соответствии с планом реконструкции города, решением исполкома Усть-Каменогорского горсовета за № 219 от 24 мая 1961 года отведен управлению «Алтайэнерго» под строительство жилых домов Исполком горсовета РЕШАЕТ:

1. Разместить молельный дом Покровской православной общины в здании по ул. Пролетарской, дом № 2.

2. Просить исполком облсовета депутатов трудящихся утвердить настоящее решение». [28]

Видимо это решение не было утверждено, т.к. нет свидетельств о размещении церкви на ул. Пролетарской. Тем не менее, перенос все-таки произошел в 1964 году, в период настоятельства протоиерея Константина Толстых. Храм переехал в приспособленный домик в поселке Мирный, и с этого момента начинается длительный, в несколько десятков лет период, не отмеченный арестами и кровавыми расстрелами, но наполненный гнетущей тишиной и изоляцией от жизни, протекающей за воротами церковной ограды.

Застойные годы отмечены служением ряда священнослужителей, среди которых настоятели: Константин Толстых, Маришев Сергей Петрович (прибыл из Ленинабада. В диаконы рукоположен в городе Ташкенте в январе 1970 года, а во священники в октябре 1971 года в городе Алма-Ате митрополитом Иосифом (Черновым). Известны имена Козлова Василия Николаевича (1928 г.р.), Ушакова Всеволода Поликарповича (1907 г.р.), Томасова Ивана Яковлевича (ум. в 1971 г.) и других священно - и - церковнослужителей. [29]

Храм в пос. Мирный - внешне ничем не выделялся среди частной окружающей  застройки. Обычный дом со ставнями и наличниками. Лишь попав в ограду, скрывающую внутренний двор можно было увидеть, что дом небольших размеров, чем казалось снаружи. Внутри православные постарались придать зданию облик настоящего (типового) храма: алтарь, иконостас, солея, нижний и верхний клиросы, помещение для исповеди и свечного ящика, а также многое другое необходимое для совершения богослужений (фотографии интерьера, наружной части, наблюдения автора и т.д.).

В государственном архиве хранятся многочисленные документы, свидетельствующие о жизни прихода в застойный период. Не вдаваясь, в общем-то,  скучные подробности, можно сказать, что органы местной власти мелочно и придирчиво вмешивались во внутреннюю жизнь Покровской церкви. Любой, самый незначительный вопрос, например, о починке или покраске забора, сооружении синодских помещений и т.д., не мог решиться без вмешательства извне. Это, что касается хозяйственных вопросов.

Давление оказывалось и на пастырскую деятельность клириков храма. Любой священник, кому выпадала очередь произносить проповедь в воскресные или праздничные дни обязан был составлять ее письменно, обычно в объеме ученической тетради в 12-18 листов. Проповеди (или как минимум их часть) проверялись  уполномоченным по делам религий и им же выносился вердикт на предмет допуска. В архиве автор обнаружил целый ряд таких тетрадей, каждая из которых сопровождалась еще и сопроводительным документом, где для высших инстанций давался комментарий на предмет, например, благонадежности и лояльности.

Вся деятельность священнослужителей должна была быть, по мнению властей, ограничена церковной оградой, хотя конституционные нормы этого не оговаривали. Совершение треб на дому (соборование, причащение, отпетие и др.) рассматривалось как едва ли враждебные вылазки «клерикалов против существующего строя». Были случаи глумления над священнослужителями, и даже избиения. Духовенство было  обложено большими налогами. Их деятельность признавалась нетрудовой, что в советских условиях рассматривалось едва ли не как нарушение трудового законодательства. Каждая третья зарплата изымалась в качестве налога. Церковь была совершенно изолирована от участия в светской жизни. Благотворительность  - одна из основ тысячелетнего бытия русского народа, воспринималась как чуждое для советского человека явление. Практически на долгие годы она сошла на нет.

До сей поры огромное количество документов, касающихся периода 60-х, 70-х, 80-х годов ХХ века остаются неиспользованными. Основное внимание привлекают события времен гражданской войны, первых лет существования СССР, Великой Отечественной войны. В наше время доступ к этим документам существует и хочется надеяться на более подробное изучение этого периода.

Следует заметить, что официальный печатный орган Русской Православной церкви «Журнал Московской Патриархии», содержит незначительные, отрывочные сведения о церковной жизни тех времен. Главная тема журнала - служения Патриарха и епархиальных архиереев, некрологи, экуменические контакты. Полное самодовольство и благодушие. Райский мирок узкого круга иерархов, без малейшего внимания к многочисленным внутриприходским и внутриепархиальным  проблемам. В двух словах именно так воспринимается этот журнал с позиций дня сегодняшнего, и в большинстве случаев воспринимался  верующими в то время.

Разумеется, это проблемы журнала, а жизнь в православии давала миру подвижников веры на всех уровнях, включая иерархов. В Казахстане православные окормлялись архипастырским  попечением одного из столпов веры - митрополита Алма-Атинского и Казахстанского Иосифа (Чернова), а также целым сонмом приходского духовенства.

Начало изменениям в отношениях между Советским государством и церковью положило активное участие обеих сторон в подготовке торжественного празднования величайшего события в истории Российской государственности - 1000-летия Крещения Руси.

Разумеется, важным было то обстоятельство, что II-ая половина 80-х годов ХХ века была отмечена серьезными шагами Советского правительства на пути к всеобщей демократизации общества, так называемая «перестройка» коснулась всех областей жизни человека СССР. Медленно, с трудом, но изменялось отношение к верующим в целом по стране, и в частности к Русской Православной Церкви.

К празднованию 1000-летия Крещения Руси Русской Церкви был передан Свято-Даниловский монастырь в Москве, часть комплекса Киевско-Печерской  Лавры, ряд храмов в крупных республиканских и областных центрах. Впоследствии возвращение поруганных святынь стало делом повсеместным.

В провинции, в частности в Усть-Каменогорске, празднование великой даты и тенденции к изменениям отношений между Православной церковью и местными властями проходили менее заметно, чем в центральных городах. Покровский молитвенный дом по-прежнему оставался единственным в городе с 300-тысячным  населением. Период до 1988 года отмечен настоятельством протоиерея Федора (ныне архимандрит) и протоиерея  Иоанна (Спичака). Последний, обладая мастерством резьбы по дереву, стал автором нового иконостаса для Покровской церкви, по сей день украшающего ее интерьер. [30]

В 1988 году настоятелем храма и благочинным становится протоиерей Вячеслав  Михайлович Дылевский (ум. в 1997 году). Время его пребывания на вышеназванных церковных должностях совпало с началом возрождения Православия в нашем городе и крае. Главным событием 1991 года было возвращение верующим старинного Троицкого храма в крепости, построенного в 1889 - 1909 г.г., и как уже говорилось закрытого в 1928 году. Этот храм оказался единственной уцелевшей культовой постройкой Усть-Каменогорска из числа дореволюционных храмов. Обезглавленный, лишенный колокольни, ограды, алтарной части, с выщебленными стенами и осыпавшейся штукатуркой, Троицкий храм (именуемый ныне собором) вновь распахнул гостеприимно двери для горожан.

Как уже говорилось ранее, общины прежних церквей давно перестали существовать. Их остатки влились в общину Покровской церкви. Со временем ушли из жизни люди, непосредственно пришедшие в Покровскую общину из других приходов. Поэтому все ныне существующие в Усть-Каменогорске приходы являются как бы выходцами из Покровского молитвенного дома, единственного правопреемника разрушенного Покровского собора. Если прежде, по мере закрытия храмов верующие сосредоточились вокруг уцелевших островков Православия, то в наше время происходит обратный процесс рассредоточивания  прихожан Покровской церкви по храмам, близким к месту их проживания. Разумеется, за последние 10-15 лет количество прихожан резко возросло, и продолжает расти. Если ранее стояла проблема возврата одного - двух храмов, то ныне, несмотря на довольно активную строительную деятельность, ощущается необходимость увеличения числа приходов в различных районах Усть-Каменогорска, отдаленных от существующих церквей.

Маленький молитвенный  дом в поселке Мирный города Усть-Каменогорска был снесён в 2005 году, вскоре после того, как начались регулярные богослужения в новом, выполненном из дерева златоглавом красавце - храме. Далеко не прежний по своим архитектурным формам и материалу, но являющийся, как и первый Покровский собор, главным православным храмом Усть-Каменогорска, центром одноимённого благочиния. Службы совершаются с 2004 года. На месте прежнего, дореволюционного храма теперь возвышается часовня, выполненная из дерева в 2001 году. Часовня посвящена памяти Новомучеников и Исповедников Российских и Казахстанских, в годину лютых гонений за Христа пострадавших. Она является памятником, погибшим людям и храмам.

 

В заключение хотелось бы привести некоторые данные по культовому зодчеству Усть-Каменогорска:

 

а) Храмы Усть-Каменогорска по состоянию на 1917 год:

 

1.      Покровский собор (1885 - 1888) - закрыт в 1935 г., разрушен в 1936 г.

2.      Троицкая церковь (1789 - 1809) - закрыта в 1928 г.

3.      Трехсвятительская церковь (1906 г.)- закрыта в 1936 г., разрушена в 1940 г.

4.      Никольская часовня (кон. ХIХ в.) - разрушена в 1936 г.

5.      Никольская церковь (1913 г.) в число городских не входила, построена в п. Верхульбинский (Согра), позже вошедшим в состав города - разрушена  весной 2000 года.

6.      Преображенская церковь дисциплинарной роты в крепости

 

б) Храмы Усть-Каменогорска по состоянию на май 2010 года:

 

1.      Покровский собор, двухпрестольный (2000 - 2004 гг.).

2.      Троицкий собор, ранее трехпрестольный (1789 - 1809 г.г.), открыт в 1991 г.

3.      Богородице - Рождественская церковь, открыта в 1995 г.

4.      Свято-Зиновьевская церковь (2002 - 2003 гг.)

5.      Андреевский собор, трёхпрестольный (2001 - 2007 гг.)

6.      Новомученическая часовня (2001 г.)

7.      Петро-Павловская  церковь (комната). Учреждение № 17 156/2

8.      Никольская церковь. Учреждение з/т № 30 (2003 г.)

9.      Софийская церковь (Веры, Надежды, Любови и матери их Софии). Детская колония (строится)

10.    Сергия Радонежского домовая церковь Троицкого монастыря

11.    Герасима Великопермского церковь с. Герасимовка

12.    Иконы Божией Матери "Умиление" часовня на Ушановском кладбище

 

Календарь

Святые и чтения дня

Православные посты в 2023 - 2024 г.г.

Контакты

Епархиальное управление:

E-mail: eustkamenogorsk@bk.ru

Тел: +7 (723-2) 51-44-64

Пресс-секретарь Усть-Каменогорской епархии:

E-mail: press_sluzhba_uk@mail.ru

Канцелярия

Тел: +7 (723-2) 51-36-56

Если у Вас возникли вопросы, пожалуйста, воспользуйтесь формой обратной связи

Вопрос священнику

Епархиальные отделы

Вверх