Московский Патриархат • Православная Церковь Казахстана

Усть-каменогорская и Семипалатинская епархия

 Официальный сайт

По благословению Высокопреосвященнейшего Амфилохия, архиепископа Усть-Каменогорского и Семипалатинского

Содержание материала

 

Дореволюционная история Покровского собора неразрывно связана с личностью Александра Владимировича Дагаева, протоиерея, настоятеля храма с 1892 года до своей мученической кончины в начале 1920 года.

Александр Дагаев родился в 1862 году в городе Бийске в семье протоиерея Владимира. Необходимое для священнослужителя образование юноша Александр получил в стенах Томской Духовной Семинарии, которую он успешно закончил. В 1884 году сочетался браком с дочерью уважаемого Бийского купца Алексея Дробинина Стефанидой. [3]

Вскоре после венчания, ставленник Александр был рукоположен во диакона, а затем и во пресвитера (священника) Преосвященным Макарием (Невским), епископом Бийским. Владыка Макарий - известный миссионер, до сего дня широко почитаемый в Сибири Святитель. Впоследствии ему суждено было занять Московскую кафедру, а затем уступить ее Владыке Тихону (Белавину) - будущему Святейшему  Патриарху Московскому и Всероссийскому. Скончался владыка Макарий в сане митрополита в 20-х г.г. ХХ века в Николо-Угрешском  монастыре под Москвой, находясь по старости и болезни на покое. [4]

Первые дни, месяцы и годы служения отца Александра прошли, видимо в Бийске, подтверждающими документами автор не обладает, но уже в 1892 году он получает назначение в Усть-Каменогорске, в качестве настоятеля недавно построенного собора. По свидетельству игумена Амфилохия (Бондаренко), одного из современных исследователей истории православия в Прииртышье: - «отец Александр был человеком горячей веры, ревнителем Православия, искренне любящим Бога и Отечества. Он неукоснительно соблюдал Церковный Устав и, как благочинный, был в меру строг. Был человеком совершенно бескомпромиссным!»

Помимо своей роли, как главной святыни православия в Усть-Каменогорске, собор явился также и центром просветительской деятельности. Это выражалось преподавательской деятельностью клириков собора в ряде учебных заведений города, подвизавшихся на ниве законоучительства. Закон Божий преподавался  в Высшем Городском начальном училище, Мариинском женском училище, Женской гимназии. Ряд заведений обслуживали священники собора, другую часть окормляли служители Троицкой церкви.

Время настоятельства отца Александра отмечено  строительством приписного к собору (не имеющего постоянного штата) Трехсвятительского храма в Заульбинской слободе. Храм был построен в 1906 году. [1, с. 179]

«Труды отца Александра на благо Церкви и Отечества были отмечены императорскими наградами. Он был кавалером орденов: Св. Анны II и III степеней и св. Владимира IV степени, имел медали: «В память государя Александра III», в честь 25-летия образования церковно-приходских школ, Крест на Владимирской ленте и медаль в память 300-летия дома Романовых, а также по благословению преосвященнейшего Гавриила, епископа Омского от прихожан был преподнесен драгоценный золотой наперсный Крест за труды по строительству Трехсвятительского храма в городе Усть-Каменогорске и другие награды». [3]

Сведения о других священно - и - церковнослужителях довольно скудны, в отличие от Троицкого храма, клирики которого поименованы вплоть до 1914 года. Это объясняется наличием работы известнейшего краеведа области священника (впоследствии протоирея) Бориса Георгиевича Герасимова «Старинные церкви Семипалатинской области», помещенной в печатном органе местных историков и краеведов «Записки Семипалатинского подотдела  Западно-Сибирского отдела Российского Императорского географического общества» за 1915 год. Троицкий храм на момент написания этой статьи уже имел более чем столетнюю историю, а Покровский собор считался новой постройкой и системные записи о его служителях отсутствовали. Тем не менее, известно, например, имя  священника Василия Филипповича Пешехонова [5, с. 72], в той связи, что он проживал с семьей в одном из домов т.н. «соборного духовенства» по Базарному переулку, на углу с Троицкой улицей (в современной редакции угол ул. Тохтарова и Карла Маркса). Василий Пешехонов был переведен в Усть-Каменогорский Покровский собор из села Георгиевское (ныне Калбатау, центр Жарминского района ВКО), где служил настоятелем деревянной Богородице- Рождественской церкви, построенной, согласно сообщения священника Б. Г. Герасимова на средства полковника А. В. Елагина и Переселенческого Управления в 1906 году. [1, с. 180] Другую часть строения занимала семья сына о. Василия, служившего в соборе диаконом.

После февральской революции и октябрьского переворота власть СНК [6] распространилась по большей части бывшей Российской империи, в том числе и в Усть-Каменогорске. Начались репрессии в отношении церкви, стоявшей на страже вековых монархических идей и народной нравственности. Одной из жертв террора стал священник Преображенской церкви дисциплинарного батальона Усть-Каменогорской крепости протоиерей Сергий Феноменов. На его место был назначен сын отца Александра - Михаил Дагаев, ранее служивший в с. Михайло-Архангельское (Ленинка, совр. Сагыр) вместе с зятем о. Александра - священником Алексием Подойниковым, женатым на старшей  дочери Дагаевых - Евфалии Александровне. [7]

После того, как Усть-Каменогорский совдеп был разгромлен отрядами известного  борца за честь и свободу Родины - Бориса Владимировича Анненкова, председатель совдепа Яков Ушанов, с другими подельниками был помещен в казематы Усть-Каменогорской крепости.

Долг любого священника - утешение и помощь страждущих, увещевание заблудших. Известно, что Ушанова неоднократно посещал протоиерей Дагаев с призывом к покаянию и отказу от пролития братской крови. К сожалению, не выяснено - кто из Дагаевых - отец или сын приходили в тюрьму. «…Обращения священника не нашли отзыва в сердце ослепленного безумными идеями революционера». [3] В силу этого, при отступлении войск атамана Анненкова, содержание в изоляции Якова Ушанова стало невозможным и его пришлось ликвидировать, что и было осуществлено казаками в топке теплохода «Монгол».

Казнь первого председателя местного совдепа послужила предлогом для дикой расправы над протоиереем Александром, несмотря  на его полную непричастность к этой акции. Но новой власти был нетерпим человек, пользующийся всеобщим уважением, пламенный проповедник, обличитель нечестия, человек, который в условиях разгула беззакония до конца не оставлявший преподавания Закона Божия, и даже «…в виду плохой успеваемости учащихся требовал дополнительных часов!» [8]

Арестован отец Александр был во время домашнего обеда 1 января 1920 года. В это время аресты приняли всеобъемлющий характер, их жертвами стали многие известные и уважаемые в Усть-Каменогорске люди: городской голова Сидоров, генерал Веденин, отказавшийся сотрудничать с большевиками владелец типографии Горлов (его открыткам мы благодарны за возможность иметь представление о дореволюционном городе), многие оставшиеся  в городе солдаты и офицеры Царской и Белой армий.

Календарь

Святые и чтения дня

Православные посты в 2023 - 2024 г.г.

Контакты

Епархиальное управление:

E-mail: eustkamenogorsk@bk.ru

Тел: +7 (723-2) 51-44-64

Пресс-секретарь Усть-Каменогорской епархии:

E-mail: press_sluzhba_uk@mail.ru

Канцелярия

Тел: +7 (723-2) 51-36-56

Если у Вас возникли вопросы, пожалуйста, воспользуйтесь формой обратной связи

Вопрос священнику

Епархиальные отделы

Вверх