Печать

19 Август 2017

19 августа, суббота. Святая Православная Церковь молитвенно празднует двунадесятое торжество славного Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа на горе Фавор. В этот день мы вспоминаем евангельское событие, когда апостолы Петр, Иаков и Иоанн увидели Господа Иисуса Христа преображенным — во всей Божественной, вечной славе. Традиция праздновать Преображение Господне существовала уже в IV веке, а, скорее всего, и раньше. Именно в IV веке равноапостольная императрица Елена построила на горе Фавор храм в честь Преображения. Кроме того, мы читаем об этом празднике в поучениях святых Ефрема Сирина и Иоанна Златоуста. Из VII века до нас дошло слово на Преображение Господне святого Андрея Критского.

В канун двунадесятого праздника Преображения Господня Преосвященнейший епископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский Амфилохий совершил Всенощное бдение в кафедральном соборе во имя святого апостола Андрея Первозванного города Усть-Каменогорска.

Его Преосвященству сослужили: ключарь собора иеромонах Никодим (Авдеев), клирики собора иерей Алексий Клепиков, иеромонах Севастиан (Андрющенко) и иерей Константин Дьяков; протодиакон Андрей Дудник, иеродиакон Мефодий (Шевчук), диакон Алексий Горбунов, диакон Владимир Лаврешин. За праздничным богослужением совершалась лития – сугубое моление с освящением хлебов, пшеницы, вина и елея.

Праздничные песнопения исполнял хор кафедрального собора под управлением А. Мельникова. На утрене, после прочтения Евангельского зачала, архипастырь помазал духовенство и верующих освященным елеем. Все собравшиеся на богослужение получили очередной номер еженедельного миссионерского издания «Андреевский благовест», посвященный отмечаемому ныне двунадесятому празднику.

В сам день праздника Преосвященнейший епископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский Амфилохий возглавил служение Божественной Литургии святителя Иоанна Златоуста в Спасо-Преображенском храме города Шемонаиха. Архипастырю сослужили: настоятель храма протоиерей Петр Хонин, ключарь Свято-Андреевского кафедрального собора иеромонах Никодим (Авдеев), протодиакон Андрей Дудник, иеродиакон Мефодий (Шевчук).

Песнопения Божественной Литургии исполнял хор под управлением Андрея Шагидевича. За праздничным богослужением молились прихожане храма-именинника и паломники с окрестных населенных пунктов. Перед причастием мирян проповедовал протоиерей Петр Хонин.

Праздничная Литургия завершилась славлением Господу Иисусу Христу, после чего Преосвященнейший Архипастырь прочел молитву на освящение винограда и плодов и окропил начатки нового урожая святой водой. Затем Владыка обратился к молящимся со словом Архипастырского наставления.

«Преображение Господне! В этом слове соединились и яркие краски уходящего лета, и ожидание чуда, и благодарность Богу за прожитый год. Но важнее всего – не забывать, что за всем этим стоит Личность Христа, явившего нам подлинный свет Истины.

Вспомним евангельский рассказ об этом событии (Мф. 17:1-9) – Господь Иисус Христос вместе с Петром, Иаковом и Иоанном взошел на гору, и преобразился пред ними, явив Свою Божественную природу. Евангелие говорит нам об особой, необыкновенной, непривычной и неземной чистоте Спасителя в этот момент: «и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17:2). Это сияние святости повергло учеников Христа в трепет и ужас, увидев его и услышав глас Бога Отца, «ученики пали на лица свои и очень испугались» (Мф. 17:6).

Испуг их вполне понятен даже спустя долгие века – человек порой не осознает, что помимо земного бытия с его привычными делами и заботами, напрочь лишенными какой-либо таинственности, существует и иная реальность, духовная, священная, исполненная Божественной славы и Божественного смысла. К этой реальности призывает Господь всех нас – познать Бога, преобразиться, освободившись от греха и порока, и соединиться с Основой жизни – Пресвятой и Животворящей Троицей, Единым Божеством.

Преобразиться – это изменить наш внутренний образ, жить в чистоте души и тела так, чтобы мы своим светлым лицом и добрым словом радовали наших ближних, находящихся, может быть, в большей скорби, чем мы сами. Соделаем же себя достойными видеть Фаворский Свет через Таинство Покаяния, через очищение себя от грехов и вместе с Церковью воскликнуть: да возсияет и нам, грешным, Свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе» - из проповеди епископа Амфилохия.

По окончании проповеди Преосвященнейший Владыка с клириками и прихожанами совершил заупокойную литию на месте погребения приснопоминаемого иерея Виктора Калины, строителя Спасо-Преображенского храма.

В завершение Архипастырского визита епископ Амфилохий ознакомился с ходом работ по благоукрашению храма и приходской территории. В ходе осмотра Владыка поблагодарил отца настоятеля за усердные труды и благословил протоиерею Петру Хонину начать работу по возведению нового иконостаса в Преображенском храме.

Справка: Преображение (греч. метаморфосис) буквально переводится как «превращение в другой вид» или «изменение формы». Полное название праздника — Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Преображение — Господский праздник. События Преображения описаны в Евангелиях, о них пишут все евангелисты, кроме апостола Иоанна. Во время молитвы на горе Фавор три ученика Иисуса Христа — Петр, Иаков и Иоанн — увидели, как Учитель преобразился: По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет (Мф 17:1-2). На Руси этот праздник получил народное название «Яблочный Спас». Дело в том, что в Израиле и Греции день Преображения приходился на пору созревания винограда. Христиане приносили душистые гроздья в храм — для благословения и в знак благодарности Богу. В странах, где виноград не растет, например, в большей части России, вместо него стали освящать яблоки. Существует специальная молитва «На освящение начаток овощей (плодов)».

Пресс-служба Усть-Каменогорской и Семипалатинской епархии