Печать

15 Апрель 2017

15 апреля, Великая Суббота. В этот день Православная Церковь воспоминает погребение Господа Иисуса Христа, пребывание Его тела во гро­бе, сошествие душою во ад для возвещения там побе­ды над смертью и избавления душ, с верою ожидав­ших Его пришествия, введение разбойника в рай. Вместе с тем предуказывается и славное Воскресение Христово.

В день Великой Субботы Преосвященнейший епископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский Амфилохий возглавил служение Божественной Литургии в Свято-Андреевском кафедральном соборе города Усть-Каменогорска. Архипастырю сослужили: духовник епархии архимандрит Спиридон (Теплухин), ключарь кафедрального собора иеромонах Никодим (Авдеев), клирики собора иерей Алексий Клепиков и иерей Константин Дьяков, иеромонах Евгений (Щеглов), протодиаконы Георгий Засыпкин и Андрей Дудник, иеродиакон Мефодий (Шевчук), диакон Алексий Горбунов.

Песнопения Великой Субботы исполнял хор Андреевского кафедрального собора под управлением регента В. Федоровой. За Литургией молились прихожане собора, сотрудники епархиального управления, насельники Свято-Троицкого мужского монастыря.

Богослужение Великой Субботы состоит из часов и вечерни, которая переходит в Литургию святителя Василия Великого. За Богослужением возглашаются  15 паремий (чтений из исторических и пророческих книг Ветхого Завета),  в которых заключаются прообразы страданий, смерти и воскресения Христа и пророчества о наступлении благодатного Царства Господа и славе Новозаветной Церкви. По традиции, после чтения апостольского зачала, клирики переоблачаются, сменяя великопостные темные ризы на праздничные белые.

Во внимание к трудам на благо Святой Церкви и к празднику Пасхи Христовой, на малом входе епископ Амфилохий удостоил клирика кафедрального собора иерея Константина Дьякова богослужебно-иерархической награды – права ношения наперсного креста.

На сугубой ектении епископ Амфилохий вознес молитву о мире и благополучии на Святой Земле. После окончания Божественной Литургии была совершена краткая лития – благословение хлебов и вина. Это благословение совершается в память о том, как древние христиане, оставаясь в храме после Литургии до Пасхальной утрени, вкушением освященных хлеба и вина подкрепляли себя на подвиг бдения в священную и спасительную Пасхальную ночь. В завершение Литургии епископ Амфилохий обратился к прихожанам со словами проповеди.

«Тишина и ожидание чего-то доселе невиданного и необъяснимого окутала сегодня всю вселенную. Ад стенает и горюет, потому что побеждается Христом, живые души еще не знают, что Праведник из Назарета Своим преславным Воскресением раз и навсегда изменит картину мира, преобразит все сущее.

Мы, христиане, люди, знающие Христа, в первую очередь призваны достойно подготовиться к торжеству из торжеств и свято встретить Господа. Он ныне во гробе, но чрез мгновение узрим Его восставшим от гроба. Новую святость, новую заповедь, новый мир принесет Он нам – эти дары сподвигают человека не только во внешней и неизбежной мирской суете готовиться к Пасхе Господней, но в сокровенном сердечном молитвенном делании готовить себя ко встрече с Жизнодавцем.

С каким сердцем, с каким чувством прославим мы Воскресшего? Это зависит только от нас, поэтому в святые дни Страстной седмицы, особенно в ее последние дни, христиане не ослабляют своих подвигов, а наоборот, в долгих Богослужениях и молитвенных бдениях вместе со Христом проходят все этапы Его крестного пути, Его гонений и Голгофы, чтобы после этих дней, как достойную, желанную и праведным трудом заслуженную награду, встретить Светлое Христово Воскресение», - из проповеди епископа Амфилохия. После проповеди Архипастырь освятил пасхальную снедь.

Справка. Богослужение Великой Субботы посвящено воспоминанию пребывания Иисуса Христа "во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в раи же с разбойником и на престоле со Отцем и Духом, вся исполняяй неописанный" и, наконец, воскресения Спасителя из гроба. Божественная Литургия в этот день бывает позже, чем во все другие дни года и соединяется с Вечернею. После малого входа и пения "Свете тихий..." начинается чтение 15-ти паремий, в которых собраны важнейшие ветхозаветные прообразы и пророчества о спасении людей Страданиями и Воскресением Иисуса Христа. После паремий и Апостола начинается праздник Воскресения Христова. На клиросе начинают протяжно петь: "Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех...", а в алтаре в это время черные одежды престола и священнослужителей сменяются на светлые, так же и в самом храме черные облачения заменяются светлыми. Это - изображение события, что мироносицы рано утром, "еще сущи тьме", видели при гробе Христовом Ангела в светлых ризах и слышали от него радостное известие о воскресении Христа. После этого пения диакон в светлом облачении, подобно ангелу, выходит на середину храма и перед Плащаницею, чтением Евангелия, возвещает людям о Воскресении Христовом. Затем Литургия Василия Великого продолжается обычным порядком. Вместо Херувимской песни поется песнь: "Да молчит всяка плоть человеча..." Вместо "Достойно есть" поется: "Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе..." Запричастный стих: "Воста, яко спя Господь, и воскресе спасаяй нас". По окончании Литургии бывает благословение хлебов и вина для подкрепления сил молящихся. Протоиерей Серафим Слободской, «Закон Божий».

Пресс-служба Усть-Каменогорской и Семипалатинской епархии