Печать

09 Март 2017

09 марта, четверг. Седмица 2-я Великого поста, первое (IV) и второе (452) обретение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

В день, когда Святая Церковь воспоминает первое и второе обретение честной главы Крестителя Господня Иоанна, Управляющий Усть-Каменогорской и Семипалатинской епархией Преосвященнейший епископ Амфилохий возглавил служение Божественной Литургии Преждеосвященных Даров в Свято-Троицком монастырском храме города Усть-Каменогорска. Владыке епископу сослужили: духовник епархии архимандрит Спиридон (Теплухин), ключарь Свято-Андреевского кафедрального собора иеромонах Никодим (Авдеев), иеромонах Евгений (Щеглов), протодиаконы Георгий Засыпкин и Андрей Дудник, иеродиакон Мефодий (Шевчук).

За праздничным богослужением молились братия Свято-Троицкой мужской обители, сотрудники епархиального управления, прихожане и паломники.

Песнопения Литургии Преждеосвященных Даров исполнял хор Андреевского собора, регент – В. Федорова. В ознаменование праздничного дня за Литургией читались Апостол и Евангелие, посвященные Крестителю Господню. Перед причастием мирян проповедовал ключарь кафедрального собора.

После заамвонной молитвы было совершено славление Предтече Господню Иоанну. По окончании Великопостного Богослужения Архипастырь обратился к прихожанам со словами наставления.

«Жизненный путь Крестителя Господня Иоанна предстает перед нами как яркий, почти что невыполнимый для современного человека образец настолько горячей и ревностной духовной жизни, что становится ясно – через таких, как Иоанн, как прочие древние пророки, действовал Сам Творец, наделяя немощного человека силами и влагая в его уста спасительное учение.

Пророк – это тот, кто смыслом своего служения видит призвание народа к покаянию, кого смущает и тревожит равнодушие человечества и к Богу, и к собственному спасению. «Ревность по доме Твоем снедает меня, и злословия злословящих Тебя падают на меня» (Пс. 68:10) – говорит псалмопевец. Эти слова есть выражение горячей ревности пророка, выражение его стремления служить Господу без страха и всякой лености. Ревновать о Господе означает не терпеть беззакония, но прямо обличать грех, как и поступал Иоанн Креститель.

Очень мало подвижников, подобных ему, и Сам Спаситель назвал Иоанна величайшим из людей (Мф. 11:11). Почитая его память, мы просим Господа о даровании такой же крепкой веры, такого же усердия в следовании путем заповедей, просим такой же сильной любви и доверия к Богу. Праздник Крестителя Господня Иоанна показывает нам, каких высот может достигнуть человек, если всего себя, без остатка покорит Богу», - из проповеди епископа Амфилохия.

После проповеди Преосвященнейший Владыка поздравил собравшихся с праздником Крестителя Господня и призвал на молящихся Божие благословение.

Справка. Священное Предание рассказывает нам о том, что после усекновения главы святого Иоанна Предтечи нечестивая Иродиада не позволила предать ее погребению вместе с телом святого, но надругавшись над ней, закопала около своего дворца. Тело же тайно забрали и погребли ученики святого. Жене приставника царя Ирода было известно, где Иродиада закопала главу. И она решила перезахоронить ее на Елеонской горе в одном из поместий Ирода. Когда до царского дворца дошли слухи о проповеди Иисуса и совершавшихся им чудесах, Ирод вместе с женой Иродиадой пошли проверить, на месте ли глава Иоанна Крестителя. Не найдя ее, они стали думать, что Иисус Христос – это воскресший Иоанн Предтеча. Об этом их заблуждении свидетельствует Святое Евангелие (Мф. 14, 2).

Первое обретение главы Иоанна Предтечи

Спустя много лет, в царствование равноапостольного царя Константина, его мать святая Елена возобновляла Иерусалимские святыни. На Святую Землю стало стекаться множество паломников, в числе которых пришли поклониться Честному Кресту и Гробу Господню два инока с Востока. Им и доверил святой Иоанн обрести свою главу. Нам известно только, что он явился им во сне, и что после обретения главы в указанном им месте, они решили возвратиться назад. Однако воля Божия была иной. По дороге им встретился бедный гончар из сирийского города Эмесы, вынужденный из-за нищеты отправиться на поиски работы в соседнюю страну. Иноки, найдя себе попутчика, по нерадению или по лености вверили ему нести мешок со святыней. А тот и нес себе, пока явившийся ему святой Иоанн Креститель не повелел оставить нерадивых иноков и бежать от них вместе с вверенным ему мешком. Господь ради главы Иоанна Крестителя благословил дом гончара всяким довольством. Гончар же всю свою жизнь прожил, помня чем и Кому обязан, не гордился и обильно раздавал милостыню, а незадолго до кончины передал главу святого своей сестре, заповедав передавать ее дальше богобоязненным и добродетельным христианам. Глава святого, переходя долгое время от одного человека к другому, попала в руки иеромонаху Евстафию, стороннику арианской ереси. Обращавшиеся к нему больные люди получали исцеление, не зная, что причиной тому было не мнимое благочестие Евстафия, а исходившая от спрятанной им главы благодать. Вскоре хитрость Евстафия была раскрыта, и он был изгнан из Эмесы. А вокруг пещеры, где жил иеромонах и в которой была закопана глава Иоанна Предтечи, образовался монастырь.

Второе обретения честной главы

По прошествии многих лет произошло второе обретение главы святого Иоанна. Об этом известно по описанию архимандрита эмесской обители Маркелла, а также из жития преподобной Матроны (день её памяти – 9 ноября), написанного преподобным Симеоном Метафрастом. По описанию первого, глава открылась ему 18 февраля 452 года. Спустя неделю епископ Эмесский Ураний начал ее почитание, а 26 февраля того же года она была перенесена в новосозданную церковь в честь святого Иоанна. Это событие празднуется 24 февраля вместе с празднованием первого обретения честной главы.

Пресс-служба Усть-Каменогорской и Семипалатинской епархии