Печать

01 Март 2017

01 марта, среда. Седмица первая Великого поста. Память святителя Макария, митрополита Московского и Коломенского (1926).

В среду первой седмицы Великого поста Преосвященнейший епископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский Амфилохий возглавил служение первой в наступившем году Божественной Литургии Преждеосвященных Даров святителя Григория Двоеслова. Литургией Преждеосвященных Даров называется богослужение, во время которого верующим предлагается для причащения Святые Дары, освященные прежде – на предыдущей полной литургии по чину святителей Иоанна Златоуста или Василия Великого, и сохраняемые в особом ковчеге на святом престоле. Шестой Вселенский собор 52-м правилом утвердил повсеместное совершение Преждеосвященной Литургии в дни Святой Четыредесятницы, чтобы не лишать верующих таинственного общения с Господом, и, вместе с тем, не нарушать поста и покаяния совершением торжественной полной Литургии.

Его Преосвященству сослужили: духовник епархии архимандрит Спиридон (Теплухин), ключарь Андреевского собора иеромонах Никодим (Авдеев), клирики кафедрального собора иерей Алексий Клепиков и иеромонах Севастиан (Андрющенко), иеромонах Евгений (Щеглов), протодиаконы Георгий Засыпкин и Андрей Дудник, иеродиакон Мефодий (Шевчук), диакон Алексий Горбунов.

За великопостным богослужением пел хор Андреевского кафедрального собора под управлением регента В. Фёдоровой.

По окончании богослужения Преосвященнейший епископ Амфилохий обратился к верующим со словами проповеди.

«Смыслом и целью христианской жизни является соединение человека, христианина, со своим Божественным Учителем, соединение со Христом в духе любви и доверия. На любовь Божию человек должен отвечать делами любви и милосердия. «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин. 3:16-17) – говорит апостол Иоанн. Мир спасается подвигом любви, который в полной мере реализовался в крестной Жертве нашего Господа.

Поэтому так важно в своей повседневной жизни творить неустанно дела любви и милосердия, молиться за родных, и близких, и за гонящих и ненавидящих нас. Когда мы злобу мира освящаем светом нашей доброты и любви, пусть робким, слабым и трепещущим светом, мы уподобляемся нашему Творцу, Который любит человечество и отдал за спасение всех нас Своего Сына. Что может быть желаннее для христианина, как не близость к Господу Богу? Живя добром и отвечая всем любовью, мы растим в своем сердце ростки Царствия Небесного», – из проповеди епископа Амфилохия.

В завершение великопостного богослужения Преосвященнейший Архипастырь преподал всем молящимся Божие благословение на все доброе и полезное и пожелал всем крепости духовных сил на поприще Святой Четыредесятницы.

Справка: житие святителя Макария Московского. Святитель Макарий, митрополит Московский и Коломенский, апостол Алтая (в миру Михаил Андреевич Парвицкий-Невский) родился 1 октября 1835 года в селе Шапкино Владимирской губернии. В 1854 году он закончил Семинарию (здесь ему дали фамилию - Невский), и, согласно своему желанию служить делу проповеди Евангелия, поехал в Алтайскую миссию рядовым сотрудником. Святитель служил чтецом, преподавал в Катехизаторской школе, сопровождал миссионеров в отдалённые труднодоступные дикие места, изучал алтайский язык. 16 марта 1861 года он принимает монашеский постриг с именем Макарий, в честь преподобного Макария Великого. На следующий день его рукополагают в иеродиакона, а 19 марта — в иеромонаха. Начинается его самостоятельное миссионерское служение сначала в Чемальском стане, а затем в Чулышмане. Многие годы он посвящает переводу богослужебных книг на алтайский язык, работая над этим в Санкт-Петербурге и в Казани. В 1883 году отца Макария возводят в сан епископа Бийского и он становится начальником Алтайской миссии. В этой должности Владыка прослужил восемь лет. За 36 лет своего миссионерского служения Владыка Макарий приобрёл всероссийскую известность. В 1891 году его назначают епископом Томским. Владыка Макарий считал, что пастырь должен быть готов «во всякое время износить из сокровищницы души своея для одних утешение, для других — наставление, для третьих — ободрение, а для иных обличение». В 1912 году владыку Макария назначают митрополитом Московским и Коломенским и членом Святейшего Синода. В Москве, как и в Томске, Владыка большое внимание уделяет катехизации народа, смело обличает нравственную распущенность современников, выступает против всего, что подтачивает «твердыню Церкви Божией». Митрополит Макарий был духовным писателем, имел дар умной сердечной молитвы, был строгий монах и аскет. В 1917 году, после Февральского переворота, в газетах начинается кампания клеветы на Владыку. Последние годы святой старец, забытый и покинутый почти всеми, находился в параличе, но не потерял способность говорить. Выдающийся святитель-миссионер, «Апостол Алтая», «Сибирский столп Православия», «живой Русский святой» — так называли его современники — почил 16 февраля 1926 года в посёлке Котельничи Московской области Люберецкого района. В 1957 году его останки были перенесены в Троице-Сергиеву Лавру и захоронены в храме Русских Святых Успенского Собора. Причислен к лику святых Русской Православной Церкви для общецерковного почитания на Архиерейском Соборе в августе 2000 года.

Пресс-служба Усть-Каменогорской и Семипалатинской епархии