Печать

27 Февраль 2017

27 февраля, понедельник. Седмица 1-я Великого поста. День памяти равноапостольного Кирилла, учителя Словенского.

В первый день наступившего Великого поста в Свято-Андреевском кафедральном соборе столицы Рудного Алтая были совершены уставные великопостные богослужения – утреня, часы, изобразительны и вечерня. В великопостный период Церковь отлагает в богослуже­нии всякую торжественность. И прежде всего она не соверша­ет самого торжественного христианского богослужения - полной литургии в седмичные дни Великого поста, за исключени­ем суббот и воскресений. Вместо нее полагается по средам и пятницам литургия Преждеосвященных Даров. Вместо радост­ного благовествования Евангелия Христова верующим предла­гается чтение из ветхозаветных Писаний. Особенно широко используется чтение Псалтири, которая наиболее благопри­ятно способствует возбуждению молитвенного и покаянного ду­ха. Во все церковные службы вводится молитва преподобного Ефрема Сирина с великими поклонами.

Вечером первого дня Святой Четыредесятницы Управляющий Усть-Каменогорской и Семипалатинской епархией Преосвященнейший епископ Амфилохий возглавил служение Великого повечерия с чтением первой части Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Свято-Андреевском кафедральном соборе. За особым великопостным Богослужением молились клирики собора, сотрудники епархиального управления, многочисленные прихожане и паломники.

Песнопения повечерия исполнял хор Андреевского кафедрального собора под управлением регента В.Фёдоровой.

28 февраля, во вторник первой седмицы Великого поста, Преосвященнейший Архипастырь также совершит повечерие с чтением канона преподобного Андрея Критского в кафедральном соборе во имя святого апостола Андрея Первозванного.

Начало богослужения – 17:00.

Справка: в первые дни Великого поста, с понедельника по четверг первой седмицы, на великом повечерии читается покаянный канон святого Андрея Критского. Канон этот назван Великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по количеству содержащихся в нем тропарей – около 250 (в обычных канонах их около 30). Для чтения на первой седмице поста канон разделяется на четыре части, по числу дней. В среду и четверг к Великому канону прибавляется несколько тропарей в честь преподобной Марии Египетской, пришедшей из глубокого духовного падения к высокому благочестию. Великий канон завершается тропарями в честь его творца – святого Андрея Критского. Канон представляет собой пронзающий душу сердечный плач праведника о грехах. Самое начало: «Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний? кое ли положу начало… нынешнему рыданию» (песнь 1), – настраивает душу на скорбь и покаяние, к «уязвлению сердца».

Творец канона оплакивает не только себя, но и все согрешившее человечество. Он припоминает все прегрешения, все грехопадения – от Адама до Нового Завета; ветхозаветные примеры в каноне составляют его большую часть – восемь песен. Святитель Андрей не просто вспоминает о грехе праотцев, он их переживает как будто собственные: «Первозданнаго Адама преступлением поревновав, познах себе обнаженна от Бога…» (песнь 1). Если святитель Андрей вспоминает в каноне примеры ветхозаветной и новозаветной праведности, то, прежде всего, для того, чтобы укорить свою душу за леность и за греховность и призвать ее к подражанию, например: «Иосифа праведнаго и целомудреннаго ума подражай, окаянная и неискусная душе, и не оскверняйся безсловесными стремленьми, присно беззаконнующи» (песнь 5).

Великий канон святителя Андрея, безусловно, основывается на мощном святоотеческом фундаменте, в нем прочитываются цитаты из святителя Мелитона Сардского, святого Ефрема Сирина, святителей Григория Богослова и Григория Нисского, святого Максима Исповедника. И заслуга святителя Андрея Критского в том, что он смог синтезировать их опыт и запечатлеть его в каноне. То, что нам дано в Покаянном каноне святителя Андрея Критского, является библейским, церковным, подлинно вселенским опытом покаяния, уязвления сердца, мучительного совлечения с себя ветхого, мертвого человека и облечения в нового Адама, во Христа Иисуса, Господа нашего, Которому слава во веки.

Пресс-служба Усть-Каменогорской и Семипалатинской епархии