Печать

28 Февраль 2016

28 февраля, воскресение. Неделя о блудном сыне, память апостола от 70-ти Онисима.

Преосвященнейший епископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский Амфилохий совершил Божеcтвенную Литургию святителя Иоанна Златоуста в кафедральном соборе Воскресения Господня города Семипалатинска. Архипастырю сослужили: клирик Воскресенского собора протоиерей Михаил Безродний, духовник Знаменско-Абалацкого женского монастыря игумен Аникита (Макаров), руководитель молодежного отдела епархии иерей Вячеслав Гутов, духовенство Семипалатинского благочиния. Диаконский чин возглавил протодиакон Андрей Дудник.

За богослужением молились: благочинный Семипалатинского церковного округа протоиерей Феодор Проскурин, и.о. настоятельницы Знаменского монастыря монахиня Марионилла (Помельникова) с сестрами Знаменской обители, представители семипалатинского казачества, воспитанники воскресной школы, сотрудники Воскресенского храма и многочисленные прихожане.

Перед причастием мирян проповедовал священник Вячеслав Гутов.

В дар Кафедральному собору Преосвященный владыка преподнес напрестольный крест, точную копию креста ХVIII века. В завершение богослужения владыка Амфилохий поздравил всех собравшихся с праздником воскресного дня и обратился к народу Божию со словами проповеди. «Отеческия славы Твоея удалихся безумно, в злых расточив еже ми предал еси богатство. Темже Ти блуднаго глас приношу: согреших пред Тобою, Отче щедрый, приими мя кающася и сотвори мя яко единаго от наемник Твоих» - так звучит кондак сегодняшнего воскресного дня, когда Церковь воспоминает евангельскую притчу Господа нашего Иисуса Христа о блудном сыне. И не злоба, не мстительная радость о потерявшем все неразумном сыне звучит в песнопениях. Нет, главный богослужебный мотив сегодняшнего дня – это раскаяние блудного сына и великая всепрощающая любовь отца. В этой притче каждый узнает самого себя, когда мы, по горделивости своей, заменив добродетели пороками, растеряем все дары Божией благодати, ослабеем, впадем в уныние – и вспомним наконец, что есть у нас любящий Отец, ждущий от нас покаяния, чтоб Своею любовью очистить и обновить растленную грехами человеческую душу. Если слаб ты и отягощен грехами, если вместо светлой радости о Христе исполнен ты уныния – вспомни великое покаяние блудного сына, вспомни великую любовь отца, и из этого воспоминания, из этой притчи черпай силы для изменения своего сердца. Грядет святой и Великий пост, скорбное время покаяния, но скорбь эта благая, ибо не тьма кромешная ждет нас в конце поста, но поправший смерть Христос, Который примет нас, как принял отец заблудшего сына, и просветит нас радостным светом Воскресения Своего» - из проповеди епископа Амфилохия.

После проповеди Преосвященнейший Архипастырь преподал всем Божие благословение и пожелал мира и спасения души.

Справка: евангельская притча о блудном сыне (Лк. 15, 11, 32), показывает нам пример неисчерпаемого милосердия Божия ко всем грешникам, которые с искренним раскаянием обращаются к Богу, в этом случае благодать исходит к ним в сретение, лобызает их, украшает и помогает им в достижении своего спасения.

Церковь учит, что истинная полнота и радость жизни заключается в благодатном союзе с Богом и постоянном общении с Ним. Удаление от этого общения служит, напротив, источником всевозможных бедствий и унижений.

Таким образом, показав в Неделю о мытаре и фарисее истинное начало покаяния, Церковь теперь раскрывает всю силу его: при условии истинного смирения и раскаяния со стороны человека-грешника для милосердия Божия возможно прощение самых тяжких грехов. И потому ни один грешник в дни приближения времени покаяния не должен отчаиваться в благодатней помощи и помиловании Отца Небесного.

О подготовительных неделях Великого поста.

Святую Четыредесятницу предваряют четыре подготовительные Не­дели, а именно: о мытаре и фарисее, о блудном сыне, мясопустная, и сыропустная, или Масленица.

В продолжение подготовительных недель Церковь приуча­ет верующих к подвигу поста постепенным введением воздер­жания: после сплошной седмицы она восстанавливает пост в среду и пятницу, затем возводит христиан на высшую ступень подготовительного воздержания запрещением вкушать мясную пищу и дозволением употреблять лишь сырную.

Такое особое приготовление к Великому посту яв­ляется древним установлением Церкви. Так, знаменитые пропо­ведники IV века: святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский и другие - оставили нам беседы и сло­ва, сказанные ими относительно поста, еще не наступившего, а только ожидаемого. В частности, у них находим беседы, про­изнесенные в каждую из названных подготовительных недель.

Каноны и многие песнопения, в которых раскрывается зна­чение подготовительных недель, также относятся к древности. В VIII-IX веке преподобные Феодор и Иосиф Студиты составили службы на Недели блудного сына, мясопустную и сыропустную, а в IX веке Георгий, митрополит Никомидийский, - канон на Неделю мытаря и фарисея.

Приготовляя верующих к святой Четыредесятнице, Церковь в своих службах, по ее собственному выражению, поступает как вождь, ободряющий мудрым и благовременным словом своих вои­нов на брань. Поэтому в приготовительных службах она не забывает сказать все то, что может расположить верующих к посту, покаянию и духовному подвигу. В своих священных воспомина­ниях она восходит и к первым дням мира и человека, к блажен­ному состоянию прародителей и их падению, чтобы показать на­чало греха и пробудить сокрушение о грехах, и ко времени при­шествия на землю Сына Божия для спасение человека, чтобы об­ратить нас к Богу.

Для пробуждения чувства покаяния и сокру­шения о грехах Церковь уже в приготовительные недели начина­ет петь на утрени перед каноном умилительные тропари: Покая­ния отверзи ми двери… На спасение стези настави мя, Богоро­дице… Множество содеянных мною лютых….

С другой стороны, для той же цели, как бы сближая 70-дневный период великопостной Триоди с 70-летним пребыванием Израиля в плену Вавилонском, Церковь в некоторые приготови­тельные недели оплакивает духовный плен нового Израиля пени­ем 138 псалма: На реках Вавилонских….

Пресс-служба Усть-Каменогорской и Семипалатинской епархии