Печать

12 Февраль 2016

12 февраля, пятница. Седмица 37-я по Пятидесятнице, Святая Православная Церковь воспоминает житие и труды Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.

Управляющий Усть-Каменогорской и Семипалатинской епархией Преосвященнейший епископ Амфилохий возглавил служение Божественной Литургии в Трёхсвятительском храме посёлка Глубокое. Архипастырю сослужили: архимандрит Спиридон (Теплухин), благочинный Усть-Каменогорского церковного округа иерей Алексий Анищенко, настоятель храма-именинника иерей Константин Акентьев, протодиакон Андрей Дудник, иеродиакон Мефодий (Шевчук).

Песнопения Божественной Литургии исполнял хор Покровского храма города Усть-Каменогорска под управлением регента А. Король.

За богослужением молились прихожане Трёхсвятительского храма и многочисленные паломники с Усть-Каменогорска и окрестных населенных пунктов.

Перед причастием мирян проповедовал иерей Константин Акентьев.

Праздничное богослужение завершилось славлением святым Вселенским учителям, после которого епископ Амфилохий вознес им молитву.

По окончании Божественной Литургии Преосвященнейший Владыка поздравил духовенство и прихожан с престольным праздником и обратился ко всем молящимся со словами проповеди.

«Эти три великих иерарха Православной Церкви указали, каким образом можно поставить человеческую мудрость, многообразные человеческие знания на службу Церкви. Глубокий философ, досконально изучивший Платона и Аристотеля, святой Василий; вдохновенный поэт, воспитанный на античной традиции, созерцатель и мистик святой Григорий; оратор, ритор, блистающий римским красноречием святой Иоанн – все трое принесли и сложили свои таланты и познания к стопам Христа Спасителя. Благодаря им недавно родившаяся христианская цивилизация обрела своё неповторимое лицо, заставила замолчать надменных язычников, и по сей день вызывает восхищение у тех, кто стремится проникнуть в её тайны» - из проповеди епископа Амфилохия.

В завершение Архипастырского научения Владыка епископ призвал на всех Божие благословение и пожелал всем мира и спасения души. Праздничное богослужение завершилось братской трапезой.

 

О празднике Трёх святителей (из книги Синаксарь: Жития святых Православной Церкви)

При императоре Алексее Комнине, который правил с 1081 по 1118 г. в Константинополе разгорелся спор, разделивший на три лагеря мужей, просвещенных в вопросах веры и усердных в стяжании добродетелей. Речь шла о трех святителях и выдающихся отцах Церкви: Василии Великом, Григории Богослове и Иоанне Златоусте. Одни выступали за то, чтобы предпочесть св. Василия двум другим, поскольку он сумел объяснить тайны природы как никто другой и был вознесен добродетелями на ангельскую высоту. В нем, говорили его сторонники, не было ничего низменного или земного, он был организатором монашества, главой всей Церкви в борьбе с ересями, строгим и требовательным пастырем относительно чистоты нравов. Поэтому, делали вывод они, св. Василий стоит выше св. Иоанна Златоуста, который по характеру был более склонен прощать грешников. Другая партия, напротив, защищала Златоуста, возражая противникам, что прославленный епископ Константинополя ничуть не в меньшей степени, чем святитель Василий, был устремлен бороться с пороками, призывать грешников к покаянию и побуждать народ к совершенствованию по евангельским заповедям. Непревзойденный в красноречии, златоустый пастырь оросил Церковь настоящей полноводной рекой проповедей. В них он толковал слово Божие и показывал, как его применять в повседневной жизни, причем ему удалось это сделать лучше, чем двум другим христианским учителям.

Третья группа ратовала за то, чтобы признать главным святителя Григория Богослова за величие, чистоту и глубину его языка. Они говорили, что святитель Григорий, лучше всех освоивший мудрость и красноречие греческого мира, достиг высочайшей степени в созерцании Бога, поэтому никто из людей не смог столь великолепно изложить учение о Святой Троице.

Таким образом, каждая партия защищала одного отца перед двумя другими, и это противостояние захватило вскоре всех жителей столицы. Вовсе уже не помышляя о почтительном отношении к святителям, люди пускались в бесконечные споры и перебранки. Разногласиям между партиями не было видно ни конца, ни края.

Тогда однажды ночью три святителя явились во сне святому Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитскому (память – 5 октября), сначала по одному, а затем втроем. В один голос они ему сказали: «Как ты видишь, мы все вместе находимся рядом с Богом и никакие размолвки или соперничество нас не разделяют. Каждый из нас в ту меру обстоятельств и вдохновения, какая была ему дарована Святым Духом, писал и учил тому, что необходимо для спасения людей. Среди нас нет ни первого, ни второго, ни третьего. Если ты призываешь имя одного из нас, двое других также присутствуют рядом с ним. Посему повели тем, кто ссорится, не создавать из-за нас расколов в Церкви, поскольку при жизни все свои усилия мы посвящали установлению единства и согласия в мире. Затем объедини наши памяти в один праздник и составь для него службу, включив туда песнопения, посвященные каждому из нас, сообразно искусству и науке, которые Господь тебе дал. Передай эту службу христианам, чтобы они праздновали ее каждый год. Если они будут почитать нас таким образом — едиными перед Богом и в Боге, то мы обещаем, что будем ходатайствовать в нашей общей молитве об их спасении». После этих слов святители поднялись на небо, объятые несказанным светом, обращаясь друг к другу по имени.

Тогда святитель Иоанн Мавропод собрал без промедления народ и сообщил об откровении. Так как все уважали митрополита за добродетель и восхищались силой его красноречия, спорившие партии примирились. Все стали просить Иоанна немедленно приняться за составление службы общего праздника трех святителей. Тонко продумав вопрос, Иоанн решил отвести этому празднованию тридцатый день января, чтобы словно скрепить печатью этот месяц, в течение которого вспоминаются все три святителя по отдельности.

Как поется в многочисленных тропарях из этой великолепной службы, три святителя, «земная троица», разные как личности, но единые по благодати Божией, заповедали нам в своих писаниях и примером своей жизни почитать и прославлять Пресвятую Троицу — Бога Единого в трех Лицах. Эти светильники Церкви распространили по всей земле свет истинной веры вопреки опасностям и преследованиям и оставили нам, их потомкам, святое наследие. Через их творения мы можем также достичь высшего блаженства и вечной жизни в присутствии Бога вместе со всеми святыми.

На протяжении января мы празднуем память многих славных иерархов, исповедников и подвижников и завершаем его соборным праздником в честь трех великих святителей. Таким образом, Церковь вспоминает всех святых, которые проповедовали православную веру своей жизнью или в своих сочинениях. Этим праздником мы отдаем дань почтения всей совокупности знаний, просвещенности, ума и сердца верующих, которые они получают через слово. В итоге, праздник трех святителей оказывается воспоминанием всех отцов Церкви и всех примеров евангельского совершенства, которые Святой Дух порождает во все времена и во всех местах, чтобы появлялись новые пророки и новые апостолы, проводники наших душ на Небеса, утешители народа и пламенные столпы молитвы, на которых и покоится Церковь, укрепляясь в истине.

Пресс-служба Усть-Каменогорской и Семипалатинской епархии