Печать

19 Январь 2016

19 января, вторник. Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Управляющий Усть-Каменогорской и Семипалатинской епархией Преосвященнейший  епископ Амфилохий совершил Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста и чин великого освящения воды в Андреевском кафедральном соборе  столицы Рудного Алтая.

Его Преосвященству сослужили: духовник Свято-Троицкого Усть-Каменогорского мужского монастыря архимандрит Спиридон (Теплухин), ключарь Андреевского собора иеромонах Никодим (Авдеев), клирик собора иеромонах Севастиан (Андрющенко), заведующий канцелярией Усть-Каменогорского епархиального управления иерей Константин Дьяков; диаконский чин возглавил протодиакон Георгий Засыпкин.

Проповедь после запричастного стиха произнёс священник Константин Дьяков.

За богослужением пел хор Андреевского собора (регент — В. Фёдорова).

По заамвонной молитве при пении тропарей «Глас Господень на водах» Архипастырь и священнослужители вышли из храма на соборную площадь, где в специально устроенной купели при большом стечении молящихся было совершено великое освящение воды.

По окончании богослужения архипастырь обратился к верующим со словами проповеди.

«В день Богоявления мы освящаем воду — как видимый знак соприкосновения материальной природы сего мира с Божественной благодатью и Божественной энергией. И мы знаем, что эта святая вода обретает совершенно особую силу — силу исцеления и вспомоществования. Но это не сила чародейства, не сила колдовства, которая действует вне зависимости от воли человека, — это благодатная Божественная сила, которая действует только тогда, когда мы имеем веру и когда мы главу свою и главу сердца своего преклоняем пред Господом».

«Вот почему важно, чтобы Крещение не превращалось в фольклорный праздник, когда в прорубь нередко погружаются не для того, чтобы соприкоснуться с благодатью Божией, а лишь в силу некоего обычая. Пусть каждый, кто опускается сегодня в воду, помнит, что вода сия освящена, что он соприкасается со святыней, что выйти из этой проруби он должен другим, почувствовав не только физическую бодрость организма, но и освящение своей души, бодрость и силу духа», — из проповеди епископа Амфилохия.

По окончании проповеди Преосвященнейший Владыка призвал на многочисленных прихожан Божие благословение и пожелал всем мира, спасения души и благодати Святого Духа.

Справка: о празднике Святого Богоявления.         Богоявлением называется праздник потому, что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица (Мф. 3, 13 - 17Мк. 1, 9 - 11Лк. 3, 21 - 22). Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. С древних времен этот праздник назывался днем Просвещения и праздником Светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить "седящих во тме и сени смертней" (Мф. 4, 16) и спасти по благодати падший человеческий род.

В древней Церкви был обычай крестить оглашенных в навечерие Богоявления, так как Крещение и является духовным просвещением людей.

Начало праздника Богоявления восходит к апостольским временам. О нем упоминается в Апостольских постановлениях. От II века сохранилось свидетельство святителя Климента Александрийского о праздновании Крещения Господня и совершаемом пред этим праздником ночном бдении.

В III веке на праздник Богоявления известны беседы при Богослужении святого мученика Ипполита и святого Григория Чудотворца. В последующие столетия - с IV по IX век - все великие отцы Церкви - Григорий БогословИоанн ЗлатоустАмвросий Медиоланский, Иоанн Дамаскин проводили особые беседы о празднике Богоявления. Преподобные Иосиф Студит, Феофан и Византий написали много песнопений на этот праздник, которые поются и сейчас за Богослужением. Преподобный Иоанн Дамаскин говорил, что Господь крестился не потому, что Сам имел нужду в очищении, но чтобы, "водами погребсти человеческий грех", исполнить закон, открыть таинство Святой Троицы и, наконец, освятить "водное естество" и подать нам образ и пример Крещения.

Святая Церковь в празднике Крещения Господня утверждает нашу веру в высочайшую, непостижимую разумом тайну Трех Лиц Единого Бога и научает нас равночестно исповедовать и прославлять Святую Троицу Единосущную и Нераздельную; обличает и разрушает заблуждения древних лжеучителей, пытавшихся мыслью и словом человеческим объять Творца мира. Церковь показывает необходимость Крещения для верующих во Христа, внушает нам чувство глубокой благодарности к Просветителю и Очистителю нашего греховного естества. Она учит, что наше спасение и очищение от грехов возможно только силою благодати Святого Духа и потому необходимо достойно хранить эти благодатные дары святого Крещения для сохранения в чистоте той драгоценной одежды, о которой говорит нам праздник Крещения: "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся" (Гал. 3, 27).

Пресс-служба Усть-Каменогорский и Семипалатинской епархии