Печать

Категория: Богослужения

27 Сентябрь 2017

Песнопения праздника и Божественной Литургии исполнял хор кафедрального собора под управлением М. Алейниковой. За богослужением молились насельники Свято-Троицкого монастыря, сотрудники епархиального управления, прихожане главного храма Рудного Алтая.

Причастием мирян проповедовал ключарь кафедрального собора.

По окончании Богослужения было совершено поклонение Честному Древу Креста Господня, затем Архипастырь обратился к верующим со словом поучения.

«Церковь Христова в этот праздничный день чтит, и славит орудие нашего спасения – Крест Христов, на котором Спаситель мира умер, поправ смертию смерть. Крест – символ нашей веры, каждый православный храм венчает изображение креста, каждый православный христианин носит на себе знамение креста. Он – наша опора, наша надежда на то, что ради великой голгофской жертвы, ради Божественной Крови, пролившейся из прободенного ребра Сына Человеческого, Господь простит нам грехи и беззакония.

В этот день мы приносим Богу благодарственные мольбы и моления пред орудием позорной казни, которое стало для всего мира символом Божественной любви и спасения. Взирая на Распятого, задумаемся над своей жизнью, над своими словами и поступками. Достойны ли мы любви Божией? Не оскорбляем ли Господа ежедневными грехами, отсутствием покаяния, пустой и никчемной жизнью?

Невозможно стоять у Креста Христова и расслабляться умом и сердцем. Крест требует благоговения и тишины. Помолимся в тишине, в сокровенной тайне наших сердец Господу Богу, да сохранит нас силою Честнаго и Животворящего Креста Своего и отвратит всякого погибельного пути», - из проповеди епископа Амфилохия.

В завершение проповеди Преосвященнейший Владыка призвал Божие благословение на молящихся, и пожелал всем собравшимся крепости духовных и телесных сил.

Справка: Первоначально этот праздник установлен Церковью в воспоминание обретения Креста Господня в IV веке. По описанию древних христианских историков (Евсевия, Феодорита и др.), событие это представляется в таком виде. Император Константин Великий, по чувству благоговения ко Кресту Господню, с помощью которого он одержал многие победы, возымел желание отыскать Честное Древо Креста Господня и соорудить храм на Голгофе. Для исполнения этого желания благочестивая мать Константина — Елена — отправилась в 326 году в Иерусалим для отыскания Креста Господня. По древнеиудейскому обычаю, орудия казни обычно зарывались вблизи места совершения ее. По преданию, записанному у Григория Турского, место обретения Креста Господня под развалинами языческого капища указал один престарелый иудей по имени Иуда (впоследствии принявший христианство). Во время раскопок вблизи Лобного места нашли три креста, гвозди и ту дощечку с надписью на трех языках, которая прибита была над главою распятого Христа. Узнать Крест Господень было трудно; нужно было высшее свидетельство о нем, и это свидетельство было явлено в чудодейственной силе Креста Господня (по свидетельству многих историков, прикосновением ко Кресту Господню исцелилась находившаяся при смерти женщина). В полноте благоговейной радости и духовного умиления Елена и все бывшие с нею воздали поклонение и целование Кресту. А так как, вследствие множества народа, не все могли поклониться Честному Древу Креста Господня и даже не все могли видеть его, патриарх Иерусалимский Макарий, став на высоком месте, поднимал («воздвизал») Святой Крест, показывая его народу. Народ поклонялся Кресту, восклицая: «Господи, помилуй!» Отсюда и получил свое начало и название праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста, который был уже установлен в год обретения Святого Древа. Так как Крест был обретен перед праздником Святой Пасхи, то первоначально Воздвижение Креста Господня праздновали на второй день Пасхи. В VII веке с воспоминанием обретения Креста Господня было соединено другое воспоминание — о возвращении Древа Животворящего Креста Господня из Персидского плена.

Пресс-служба Усть-Каменогорской и Семипалатинской епархии